Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Запрет изменения условий контракта на этапе заключения

Запрет изменения условий контракта на этапе заключения

Запрет изменения условий контракта на этапе заключения

Как изменить госконтракт на этапе заключения

Автор: Абросимов Дмитрий 6 июня 2020 Коллеги из телеграм-канала «Госзакупки» рассказали с примерами, как изменить контракт по 44-ФЗ уже на этапе заключения. Источник: Контракт заключается на условиях документации (+проект договора) и заявки участника (). Но из этого правила есть 5 исключений.

  • Если аукцион (на понижение) переходит в (на повышение). В законе возможность изменения прямо не прописана, но контрольные органы обычно не придираются, т. к. объективно понятно, что контракт нужно менять. Да и ч. 1 ст. 34 относительно подходит, т. к. участник фактически в заявке предлагает заплатить заказчику. В первую очередь нужно исправить, что не заказчик платит поставщику, а наоборот. Плюс можно убрать штраф за просрочку оплаты для заказчика.
  • Заказчик совершает меньшее нарушение (вносит изменения в документ), чтобы не допустить большего нарушения (устраняет свое другое нарушение). Например, аукцион на поставку , а в проекте (забыли поправить) — поставка . Понятно, что мебель взамен бумаги купить нельзя, поэтому на стадии заключения заказчик правит контракт. Другой пример — поставка в 2020 году, а срок действия — до 31.12.2018 (опять забыли поправить).
  • Если закупка не состоялась, т. к. была подана или допущена только одна заявка. В этом случае контракт заключается по НМЦК, но, как правило, всем заказчикам очень-очень настоятельно рекомендуют письменно предлагать единственному поставщику снизить цену. Поставщик вправе согласиться или нет. Если соглашается, то заказчик направляет документ на подпись уже с новой (меньшей) ценой.
  • Увеличение количества товара на разницу цены победителя и НМЦК (ч. 18 ст. 34 — нужно прописать в документации), пример:
    • НМЦК 100 000 руб. за 10 шт. (цена 1 шт. = 10 000 руб.);
    • цена победителя — 80 000 руб. за 10 шт. (1 шт. = 8000 руб.);
    • согласовываем изменение в переписке и при заключении в контракте пишем — 96 000 руб. за 12 шт. (80 000 руб. + еще 2 шт. по 8000 руб.).
  • цена победителя — 80 000 руб.

    за 10 шт. (1 шт. = 8000 руб.);

  • НМЦК 100 000 руб. за 10 шт. (цена 1 шт. = 10 000 руб.);
  • По предписанию УФАС.

    Бывает такое, что уже на стадии заключения контракта идет жалоба в УФАС и нарушения в проекте договора есть, но на итоги закупки они не влияют. В этом случае заказчик может заявить ходатайство в УФАС, чтобы те признали факт нарушения и выдали предписание на изменение текста договора при его направлении поставщику на подпись.

  • согласовываем изменение в переписке и при заключении в контракте пишем — 96 000 руб. за 12 шт. (80 000 руб. + еще 2 шт.

    по 8000 руб.).

Пункты 4 и 5 — это фактически нарушение, и штраф за это нарушение для заказчика вполне возможен. не является 6-ым исключением по изменению контракта!

Протокол прописан для тех случаев, когда направленный поставщику документ не соответствует базовому правилу ч. 1 ст. 34 (либо не соответствует документации либо заявке участника). Поэтому если участник, к примеру, хочет протоколом добавить что-то, чего изначально в документации и заявке не было, заказчик по умолчанию должен отказать (хотя тут тоже встречаются исключения, но более частные).

Самое основное — важно не путать:

  1. есть заключение госконтракта и изменение его условий на этой стадии (это в основном ст. 34);
  2. есть исполнение госконтракта и уже на этой стадии (это в основном ).

Пример: на стадии заключения договора нельзя уменьшить его цену, если было несколько участников торгов. Поэтому подписываем как есть, а потом по ч. 1 ст. 95 уменьшаем цену. После подписания договора увеличить количество товара и цену на разницу цены участника и НМЦК нельзя, а на стадии заключения — можно.

Естественно, если упомянутые случаи были прописаны в документации. Поделиться с друзьями Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter.

Мы узнаем о ней и сможем все исправить Материалы, которые могут вас заинтересовать Почтовая рассылка Горячие новости Инструкции и образцы Мы никогда не передадим ваш e-mail кому-либо Подписаться © 2020 Подписаться

Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ

Вряд-ли в сфере госзакупок найдется хотя бы один специалист, которому не приходилось вносить изменения в заключенный контракт.

Причин для таких изменений очень много и они могут быть самыми различными – от исправления банальных технических ошибок до корректировки важных условий сотрудничества.Законодательство о контрактной системе довольно жестко, но не безосновательно, регламентирует порядок изменения заключенных контрактов, выделяя понятие существенных условий и запрещая их редактирование. Вместе с тем, потребности заказчиков в их изменении при наступлении частных случаев исполнения контрактов вызывают множество вопросов и сомнений в правильности и законности их действий.Рассмотрим два основных момента данной темы:

  1. что такое существенные условия контракта;
  2. как их изменить, не нарушив Закон № .

Несмотря на то, что понятие существенных условий контракта играет немаловажную роль в контрактной системе, четкого определения того, какие именно условия считаются существенными, Закон № 44-ФЗ не содержит.

В таких случаях принято руководствоваться общим законодательством.Согласно статье 432 Гражданского кодекса РФ, существенными считаются те условия, которые названы таковыми в каких-либо нормативных правовых актах, а также те, в отношении которых должно быть достигнуто соглашение.Беря во внимание особенности контрактного законодательства, можно заключить, что под понятие существенных попадают условия:

  1. объект закупки;
  2. сроки исполнения обязательств;
  3. количество или объем закупки;
  4. цена, порядок и сроки оплаты;
  5. характеристики предмета закупки;
  6. прочие условия, имеющие существенное значение в контексте заключенного контракта.

Следует понимать, что исчерпывающего перечня существенных условий нет и быть не может. Есть лишь определенные условия, которые являются общими для всех контрактов – такие как цена, сроки, объемы и т.д.

Также, например, можно выделить общие существенные условия контрактов на поставку товаров. Но говорить о том, что список полон было бы неправильно.Для того чтобы каким-то образом внести определенность и формализовать данное понятие, некоторые заказчики еще на этапе заключения прописывают в тексте контракта, какие именно условия считаются существенными.Однако при этом следует понимать, что лишь тот факт, что вы не включите в свой список цену, характеристики объекта закупки или другие общепринятые условия, они не перестанут быть существенными. Их изменение даже в этом случае будет считаться нарушением законодательства.Случаи, допускающие изменение существенных условий контракта прописаны в закона о контрактной системе.

К ним относятся:

  1. на основании решений органов власти;
  2. когда возможность изменения прописана в контракте.
  3. уменьшение лимитов доведенных средств;
  4. изменение тарифов и цен, регулируемых законом;

Дополнить этот список можно, руководствуясь общими положениями Гражданского Кодекса, согласно которому изменить существенные условия можно в случае изменения первоначальных обстоятельств, при которых был заключен контракт, форс-мажора или каких-то других независящих от заказчика и исполнителя причин.В качестве заключения я бы рекомендовал запомнить и взять за правило, что существенные условия контракта изменять нельзя. Если это необходимо сделать – подумайте, как можно решить проблему, не меняя существенных условий.Если же иных решений нет, прописывайте обоснование в тексте соглашения и будьте готовы предоставить проверяющим органам веские аргументы необходимости и обоснованности своих действий, ведь зачастую в таких случаях все списывается на низкий уровень планирования закупки.ВНИМАНИЕ!

Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый и многое другое!
{jcomments}

Как изменить несущественные условия контракта

Автор: Черданцева Татьяна 10 января 2020 Изменение несущественных условий контракта по 44-ФЗ — это корректировка соглашений между заказчиком и исполнителем, не влияющих на результат исполнения договора.

В статье разберем, что относится к несущественным параметрам и как их изменить. В процессе исполнения госконтракта как у заказчика, так и у поставщика могут возникнуть обстоятельства, требующие изменение условий контракта. 44-ФЗ четко определяет правила изменения существенных условий. Но как быть с теми пунктами, которые не попадают под это определение?
Но как быть с теми пунктами, которые не попадают под это определение?

Рассмотрим, можно ли вносить изменения в контракт по после заключения, и каким образом осуществить возможные корректировки.

Ни закон о контрактной системе, ни гражданское законодательство не дает определение несущественных условий.

Отталкиваясь от норм (), можно дать следующее определение — это параметры госконтракта, которые не являются существенными для данного вида сделки и не требуют согласие каждой из сторон. Другими словами, изменение не существенных условий контракта по не влияет на результат исполнения договора.

Какие пункты госконтракта можно исправить без изменения ключевых договорных соглашений? Можно выделить следующие разделы:

  • Местонахождение организаций. Адрес, контактные данные в виде телефона, электронной почты подлежат правке без необходимости получения разрешения другой стороной.
  • Платежные реквизиты сторон. Как заказчик, так и поставщик в процессе исполнения договора имеют право корректировать расчетные и корреспондентские счета, изменять банк для перечисления денежных средств.
  • Арифметические и орфографические ошибки: опечатки в наименовании организации, в фамилии, имени, отчестве сторон договора, неверные расчеты в спецификации, не совпадающие с ценой контракта.

В зависимости от стадии закупки, изменение условий контракта по происходит в различном порядке. Далее рассмотрим, как производится изменение условий в договоре — этапы заключения и исполнения.

Поставщик направляет заказчику протокол разногласий, указывающий на изменение несущественных условий государственного контракта и причины таких корректировок.

К примеру, в связи со сменой местонахождения организации просит раздел «Реквизиты» читать в новой редакции. Если закупка проводилась в электронном виде, то обязательно направление протокола разногласий посредством программно-технических средств оператора торговой площадки.

Если у заказчика возникла необходимость несущественных корректировок, то функционал площадок позволяет отозвать контракт на доработку и повторно направить участнику скорректированную версию. Протокол разногласий или доработанный контракт подлежат ознакомлению на предмет того, существенные правки или нет.

В случае изменения несущественных условий договор заключается. Если поставщик направлял протокол разногласий, заказчик изменяет контракт и доработанную его версию направляет повторно победителю на подпись. Внесение изменений в контракт в связи с технической ошибкой возможно, только если договор подписали обе стороны и разместили его в Единой информационной системе в изначальном виде.

Коррективы в ошибочный договор вносятся только после его публикации в ЕИС. При этом если неточность является несущественной, сторонам лучше ее проигнорировать и подписать договор так, как есть. Если же ошибка существенно влияет на результат контрактных отношений и грозит штрафными санкциями, то сторонам надлежит оформить протокол разногласий и исправить ее.
Если же ошибка существенно влияет на результат контрактных отношений и грозит штрафными санкциями, то сторонам надлежит оформить протокол разногласий и исправить ее.

Например, изменение условий в спецификации на стадии заключения контракта (техническая ошибка при расчетах и проч.) производится после внесения данного договора в реестр контрактов.

После обнаружения неточности и регистрации в ЕИС данных о договоре стороны составляют дополнительное соглашение, которым вносят коррективы в договорные условия на этапе заключения отношений. Изменение несущественных условий контракта по по соглашению сторон возможно и на этапе исполнения. Аналогично первому случаю повторяются этапы уведомления и анализа предложений по корректировке, а третьим шагом является составление дополнительного соглашения с указанием всех необходимых параметров.

Заказчику в последующем необходимо отразить все сделанные изменения в Единой информационной системе, опубликовав акт корректировки.

Внесение изменений в контракт по по невозможно при проведении запроса котировок (, ). Также в ходе исполнения договора недопустимо менять источник финансирования, так как это является существенным параметром (). Также не допускается изменение следующих параметров:

  • Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, если иное не указано в договоре.
  • Корректировка цены контракта более чем на 10 %.
  • Смена исполнителя договора (). Исключением является реорганизация поставщика (юридического лица) в форме преобразования, слияния или присоединения. При этом допускается замена заказчика с переходом всех прав и обязанностей к новой организации-заказчику ().

Особое внимание следует обратить на увеличение ставки НДС до 20 % с 01.01.2019.

Ко всем договорам, которые были заключены до роста НДС, с 01.01.2019 применяется новая ставка.

Общая стоимость при этом не меняется, а налог увеличивается за счет исполнителя (). Данное требование неприменимо для договоров, соответствующих критериям, закрепленным в . Поделиться с друзьями Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter.
Мы узнаем о ней и сможем все исправить Материалы, которые могут вас заинтересовать Почтовая рассылка Горячие новости Инструкции и образцы Мы никогда не передадим ваш e-mail кому-либо Подписаться © 2020 Подписаться

Как и в каких случаях допускаются изменения условий госконтракта по 44-ФЗ и как правильно вносить изменения?

› › › Государственные и муниципальные контракты заключаются на условиях, которые определены положениями , закупочной документацией и условиями заявки победителя закупки.СодержаниеДорогие читатели!

Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.Условия контрактов делятся на существенные и прочие (несущественные).
К существенным условиям относятся:

  1. процедура и сроки расчетов с исполнителем;
  2. сведения о налоговом вычете для исполнителя.
  3. обязательства сторон, гарантии качества;
  4. предмет и цена контракта;
  5. порядок приемки и экспертизы результата;

Предмет контракта включает описание объекта закупки, его количественные и качественные характеристики, позволяющие однозначно определить требуемый товар, работу или услугу в заданном объеме. Цена контракта является постоянной на весь срок его исполнения.

В приведены случаи, когда допускается изменение существенных условий госконтракта:

  1. при росте регулируемых тарифов, важных для данной закупки;
  2. если при закупке услуг лечения граждан РФ за рубежом возросла стоимость такого лечения.
  3. при уменьшении местных закупок из федерального центра;
  4. когда на текущих условиях выполнить условия контракта невозможно;
  5. при пропорциональном и объема товаров, работ или услуг не более, чем на 10%;
  6. при снижении цены без изменения объема поставок;

Важно учесть, что все изменения существенных условий возможны только по соглашению сторон, а изменение цены должно быть предусмотрено закупочной документацией. Для изменения отдельных госконтракта, связанных с уменьшением финансирования закупки или с невозможностью исполнить контракт на прежних условиях, необходимо распоряжение исполнительной власти соответствующего уровня.Невозможность исполнения контракта сторонами на текущих условиях при возникновении споров определяется арбитражным судом с учетом экономической ситуации, технической оснащенности поставщика и т.

д. К несущественным условиям контракта относят:

  1. детали поставок;
  2. и контакты сторон;
  3. сведения о .
  4. технологические нюансы, не имеющие решающего влияния на результат исполнения контракта;
  5. условия выполнения работ (оказания услуг, доставки товара);

Несущественными признаются условия исполнения заказа, изменение которых не будет препятствовать исполнению контракта, а также малозначимые детали. Например, адреса промежуточных пунктов разгрузки, которые закрепляются в контракте, но могут быть легко изменены при необходимости на любой стадии исполнения.Выплата неустоек является важной процедурой для сторон, но тем не менее их размер не является существенным условием по нормам закупочного законодательства: при взыскании пеней и суд вправе как снизить их завышенный размер, так и дополнительно взыскать с ответчика сумму в счет возмещения ущерба.Изменение несущественных условий госконтракта возможно на любой его стадии по соглашению сторон, если вносимые правки не нарушают права третьих лиц, законодательные нормы и положение о закупках заказчика. На этапе заключения госконтракта изменение условий происходит в следующем порядке:

  • Разногласия рассматриваются контрактной службой, и в проект контракта вносятся изменения.
  • Победитель закупки публикует в ЕИС протокол разногласий по поводу условий проекта контракта.
  • Доработанный проект вновь размещается в , после чего его подписывают заказчик и исполнитель, и документ вступает в силу.
  • Заказчик формирует проект контракта и размещает его в ЕИС.

Заказчик может изменять условия будущего контракта на этапе формирования проекта контракта, который должен опираться в основном на положения закупочной документации.

После публикации проекта контракта в ЕИС у победителя закупки есть 5 дней на размещение протокола разногласий (), причем при размещении электронного документа его необходимо подписать усиленной электронной подписью.Обычно разногласия затрагивают положения проекта контракта, противоречащие условиям закупочной документации или содержанию заказчика.

Если возражения победителя закупки связаны не с техническими ошибками заказчика при составлении проекта контракта, а с двояким толкованием неоднозначных пунктов закупочной документации или заявки победителя, то стороны проводят переговоры и устраняют недоработки.Если же есть основания полагать, что недопустимые пункты проекта контракта связаны с попыткой заказчика изменить условия закупки с выгодой для себя, то копию протокола разногласий следует направить в местный орган ФАС и в прокуратуру с заявлением о проведении .Возражения победителя не принимаются контрактной службой, если они:

  1. противоречат закупочному законодательству.
  2. требуют добавления новых условий, не содержащихся в документации и заявке победителя;
  3. касаются условий, изложенных корректно в соответствии с ;

Важно учесть, что отклонение возражений победителя закупки на проект контракта не дает ему права отказываться от исполнения контракта, а при уклонении от подписания без уважительных причин победитель закупки вносится в список закупок.При несогласии с решением контрактной службы изменить условия проекта контракта победителю закупки следует обращаться в местный орган ФАС с заявлением о неправомерных действиях заказчика.Направлять протокол разногласий можно только один раз. Принятые заказчиком возражения вносятся в итоговый вариант контракта, который подписывается сторонами.Чтобы изменить условия уже подписанного контракта, необходимо составлять дополнительное соглашение – документ, вносящий изменения в действующий контракт и равный ему по юридической силе.Внесение изменений в действующий контракт происходит в следующем порядке:

  • Соглашение проверяется контрактной службой и юристами исполнителя.
  • Стороны обговаривают новые условия.
  • Стороны подписывают соглашение, и изменения вступают в силу.
  • Составляется .

Дополнительное соглашение должно содержать номер контракта, реквизиты сторон, а также пронумерованный перечень пунктов, которые требуется изменить, и новую редакцию их прочтения.

Образец соглашения об изменении условий контракта можно посмотреть .Если вторая сторона отказывается подписывать соглашение об изменении условий при наличии соответствующего распоряжения местной исполнительной власти, необходимо обращаться в арбитражный суд.

Важно учесть, что отменил , вследствие чего публикация изменений условий контракта в ЕИС не производится.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно. Рейтинг автора332

Автор статьиЮристНаписано статей571

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка. Отлично 0Похожие вопросы

506

511

372

260Добавить комментарий − четыре = Популярное728703625Обновления на сайте

302

289

261

190Показать ещеPravo.TeamВаша персональная команда© 2018–2020 – Юридический журналПерепечатка материалов разрешена только с указанием первоисточника Форум: Задать вопрос эксперту Спасибо!В ближайшее время мы опубликуем информацию.

Какие из условий госконтракта можно менять и как это сделать

ЕИСКонтроль закупокНовичкамАвтор:Вера Жарова Изменение условий контракта по 44 ФЗ – это внесение в него корректировок, которые не оказывают влияния на исполнение.

Исправить можно не все пункты договора, а только те, которые относят к несущественным. Скачать образец дополнительного соглашения к госконтракту Иногда у госзаказчика или исполнителя возникает необходимость изменить параметры сделки. В законе 44-ФЗ четко определяются правила, по которым корректируют существенные условия.

Но не всегда понятно, что попадает под это определение и когда внесение изменений в контракт по 44-ФЗ будет законным. Какие параметры относят к несущественным Ни в законе о контрактной системе, ни в гражданском законодательстве не дается определения несущественных условий.

Опираясь на главу 28 ГК РФ, можно сформулировать определение так:

«это те параметры, которые не входят в состав существенных для сделок этого вида и не требуют обязательного одобрения каждой из сторон»

.

Внесение корректив в такие условия никаким образом не влияет на результат исполнения сделки. Мы собрали в таблицу, какие пункты гос контракта можно исправить.

Раздел Пояснение Информация о платежных реквизитах сторон В процессе исполнения госконтракта обе стороны имеют право на изменение расчетных и корреспондентских счетов и банка.

Местонахождение компании Телефон, адрес и прочие контактные данные, такие как телефон, электронная почта можно менять без специального разрешения второй стороны. Ошибки в арифметике и орфографии Это опечатки в наименовании компании, ФИО сторон, ошибочные расчеты, сделанные в спецификации, когда они не совпадают с ценой сделки.

Способы, которыми производится изменение условий соглашения, могут быть различны и зависят от стадии торгов. Изменение договора на стадии заключения Исполнитель отправляет заказчику специальный протокол о разногласиях, информирующий об изменении несущественных условий договора, а также о причинах правок. Например, раздел «Реквизиты» приводится в новой редакции по причине смены местонахождения компании.

Если торги выполнялись в электронном виде, то протокол разногласий требуется направлять, применяя программно-технические средства торговой площадки. При необходимости внести несущественные правки, функционал торговых площадок дает возможность отозвать договор на доработку, а затем направить поставщику скорректированную версию еще раз.

Участникам предлагается ознакомиться с протоколом разногласий или доработанным контрактом, чтобы определить существенность правок. Если скорректированные условия признаются несущественными, договор можно заключать. Когда исполнитель составил и отправил протокол разногласий, госзаказчику нужно изменить договор и отправить победителю новую версию на подпись.

Изменение несущественных условий контракта по 44 ФЗ по соглашению сторон из-за технических ошибок возможно, когда договор завизировали обе стороны, а затем опубликовали его в первоначальной форме в ЕИС.

Исправления в ошибочный контракт вносят только после его размещения в ЕИС.

Если же неточности представляются несущественными, то обоим сторонам проще их проигнорировать, а договор подписать в том виде, как есть.

Когда ошибка оказывает влияние на результат и может привести к штрафным санкциям, следует зафиксировать разногласия и исправить их.

Изменение договора в процессе исполнения Можно после заключения ли вносить изменения в контракт по 44-ФЗ на этапе исполнения по соглашению сторон.

По аналогии с первым случаем, есть стадии уведомления и анализа предложенных корректировок. А на третьем шаге составляется дополнительное соглашение, в котором приводятся новые параметры. Впоследствии заказчик фиксирует изменения в ЕИС актом корректировки.

Когда невозможно изменение существенных условий Вносить «правки» запрещено при организации запроса котировок (Письма Минфина РФ № 24-03-07/79960 от 01 декабря 2017 года и № 24-03-07/73936 от 09 ноября 2017 года). Запрещено менять:

  • Исполнителя договора. Исключение — реорганизация поставщика (юрлица) преобразованием, слиянием или присоединением. Заменять заказчика допустимо, к новому переходят все права и обязанности предшественника (ч. 5 и 6 ст. 95 44-ФЗ).
  • Цену госконтракта больше чем на 10%.
  • Источник финансирования.
  • Сроки поставки, если иные условия не заложены в договоре.

Особенно нужно быть внимательными со ставкой НДС.

С 1 января 2020 года ее повысили до 20%.

При этом общая стоимость по ранее заключенным договорам остается прежней, а увеличение налога происходит за счет поставщика (Письмо Минфина № 24-03-07/61247 от 28.08.2018).

Это требование не применяется для контрактов, попадающих под критерии из ПП № 1186 от 19 декабря 2013 года.

Разъяснения по теме Основные тезисы Реквизиты документа Скачать Как изменить условия контракта, если проводился запрос котировок Письмо Минфина № 24-03-07/73936 от 09.11.2017 Скачать Как изменить цену контракта после повышения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) Письмо Минфина № 24-03-07/61247 от 28.08.2018 Скачать 2+ Поделиться: Предыдущая записьРеестр договоров: что это и как с ним работатьСледующая записьРеестр недобросовестных поставщиков: все что нужно знать 12.03.2020Как оформить тендерный кредит для исполнения госконтракта 12.03.2019Банковские гарантии по 44-ФЗ: зачем, как выглядят, где получить 12.03.2019Инструкция по составлению конкурсной документации

Государственный контракт: правила изменения и расторжения на основании правил Федерального закона «О контрактной системе»

Для того чтобы удовлетворить те или иные государственные нужды, заказчики обязаны проводить специальные процедуры закупок, на основании результатов которых подписывается специальный контракт, который выступает в качестве основания для удовлетворения тех или иных государственных нужд. Однако нередко возникают обстоятельства, по причине которых приходится изменять условия контракта или полностью его расторгать. Каким образом должно происходить такое изменение в соответствии с условиями Федерального закона №44-ФЗ, а также что можно изменять из условий контракта?

Федеральный закон №44-ФЗ говорит о том, что лишь в некоторых случаях может быть осуществлено изменение ранее заключенного государственного контракта. Для того чтобы такое изменение было осуществлено, необходимо использовать статью 95 данного .

В соответствии с положениями части 1 данной статьи изменение существенных условий государственного контракта не допускается. Однако если речь идет об обоюдном решении об изменении контракта, то статья 95 говорит о возможности такого изменения, но при соблюдении ряда условий:

  1. изменение условий , в том числе существенных, должно быть оформлено в виде специального дополнительного соглашения, подписанного обеими сторонами. В тексте такого дополнительного соглашения должны быть указаны ссылки на те нормы права, которыми руководствуются сделки при внесении изменений в действующие условия контракта;
  2. изменение условий контракта возможно только в том случае, если речь идет об изменении объема поставляемых товаров либо выполняемых работ или оказываемых услуг в пределах не более десяти процентов, а осуществление такого изменения условий контракта происходит по инициативе государственного заказчика;
  3. если речь идет о контракте, который заключен для обеспечения государственных нужд в лице федерального или регионального органа власти, а срок такого контракта составляет не менее трех лет, то изменение такого контракта возможно только в том случае, если цену контракта на предоставляемые по его условиям товары, услуги или работы невозможно оставить без изменений на весь срок действия такого контракта. Внесение изменений в такой контракт может быть осуществлено только на основании документального согласия высшего в сфере осуществления государственных закупок федерального или регионального уровней власти;
  4. если речь идет об изменении контракта, которое осуществляется по инициативе одной из сторон соглашения, но при таком снижении цены не происходит ухудшение качества поставляемого товара либо объем выполняемых работ или оказываемых услуг;
  5. если речь идет о внесении изменений в контракт в части стоимости такого контракта из-за уменьшения финансирования по используемой статье бюджетного финансирования при условии, что у государственного или муниципального заказчика было сокращено финансирование на основании положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
  6. произошло изменение цены контракта на основании соответствующей нормы действующего законодательства Российской Федерации, если речь идет о поставке товаров, цены на которые подлежат государственному регулированию;

Изменение сроков исполнения контракта возможно только в том случае, если по решению сторон принято решение, которое подтверждено документально в виде обоснования необходимости изменения такого срока.

В некоторых случаях изменение или расторжение государственного контракта происходит на основании положений статьи 450 Гражданского Кодекса. Однако использование данной статьи возможно только в том случае, если изменение заключенного государственного контракта происходит на основании специального судебного иска, который был подан одной из сторон, участвующих в контракте. Расторжение контракта может быть осуществлено в порядке на основании решения либо заказчика, либо исполнителя.

Для осуществления такой процедуры используется статья 95 Федерального Закона «О контрактной системе». Однако следует понимать, что и в том, и в другом случаях речь идет об обязательном подтверждении основания для расторжения любого контракта. По инициативе государственного контракт может быть расторгнут в том случае, если сам заказчик подтверждает основания для такого расторжения, например, на основании результатов независимой экспертизы, которая была призвана для того, чтобы уточнить качество поставляемого товара либо оказываемых услуг, или выполняемых работ.

Если заказчик принял решение о расторжении контракта, в течение трех дней с момента принятия решения о расторжении он должен разместить свое решение в документальном виде в . Кроме того, такое решение должно быть направлено исполнителю по контракту для того, чтобы уведомить его о принятом решении заказчика. Направление возможно только в виде заказного письма с уведомлением и описью вложения либо телеграммой или посредством использования факсимильной связи.

Однако каждый из перечисленных способов должен отвечать главному требованию – предоставление информации о дате отправки и получения такого уведомления. Если указанные требования к вручению уведомления заказчиком выполнены в полном объеме, то это будет считаться надлежащим уведомлением.

Оспорить расторжение контракта в таком случае исполнитель сможет только в суде, если сможет доказать, что решение принято заказчиком необоснованно.

Вступить в силу решение заказчика о расторжении контракта может по истечении десяти дней после надлежащего уведомления о расторжении исполнителя контракта. Только после этого контракт будет считаться расторгнутым. Расторгнуть контракт заказчик может в случае:

  1. расторгается государственный контракт, который был заключен в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ, то есть с использованием механизма закупки у единственного . Расторжение контракта в этом случае возможно в том случае, если поставщик не соответствует условиям данного пункта указанного федерального закона. Основными параметрами для такого расторжения следует рассматривать то, что поставщик не является юридическим лицом, либо исполнитель по контракту не находится в том регионе (не имеет юридического адреса), в котором производится закупка.
  2. если выяснится, что сам исполнитель либо предоставляемый им товар или оказываемые услуги не соответствуют тем требованиям, которые были сформулированы в документации об осуществлении закупки;
  3. производство товаров, оказание услуг или выполнение работ, которые должны быть осуществлены на основании заключенного государственного контракта, были осуществлены по итогам исполнения специального инвестиционного контракта, который в последующем был расторгнут;

Общий порядок действий в этом случае выглядит следующим образом:

  • Уведомление исполнителя по контракту о досрочном расторжении заключенного контракта.

    Уведомление должно быть осуществлено надлежащим образом, иначе расторжение контракта может быть оспорено судом.

  • Публикация уведомления о расторжении контракта в Единой информационной системе для оповещения всех заинтересованных лиц о проводимой процедуре.
  • Предоставление сведений об исполнителе, с которым расторгнут контракт по инициативе заказчика, в Федеральную антимонопольную службу для включения такого исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков, если причиной расторжения стало неисполнение поставщиком своих обязательств по контракту.
  • Принятие решения заказчиком о расторжении контракта и оформление такого решения в виде специального документа. Как правило, такое решение должно быть оформлено в виде специально подписанного протокола заседания совета специально уполномоченных лиц на принятие ключевых решений по заключенным контрактам.

Правила, на основании которого исполнитель может стать инициатором расторжения действующего государственного контракта, предусмотрены частью 19 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе».

Данная норма отсылает к статье 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации, на основании которой расторжение контракта может быть осуществлено по причине введения исполнителя по контракту в заблуждение, указание несоответствующих действительности данных со стороны заказчика либо уклонение самого заказчика от исполнения своих обязательств.

Для того чтобы расторжение контракта, осуществляемое по инициативе исполнителя, считалось законным, необходимо осуществить следующие действия:

  • Уведомить заказчика о своем решении расторгнуть государственный контракт одним из тех способов, которые предусмотрены условиями такого контракта (например, путем использования заказного письма с уведомлением и описью вложения).
  • Принять решение о расторжении контракта и оформить его в виде специального протокола собрания ответственных лиц, которые вправе принимать решения в отношении такого государственного контракта.
  • Если по каким-то причинам было принято решение об отмене процедуры расторжения, в течение трех дней с момента принятия такого решения исполнитель государственного контракта обязан уведомить о своем решении заказчика путем такого же направления уведомления надлежащим образом.

Если решение о расторжении контракта не было отозвано, то, как и в случае с аналогичным действием от заказчика, контракт считается расторгнутым по истечении десяти дней с момента надлежащего уведомления заказчика об инициативе расторжения. Частичное расторжение – это одна из правовых процедур, которая предусмотрена для длительных государственных контрактов.

Использование такой процедуры может происходить как на основании решения заказчика, так и на основании решения исполнителя. Причину проведения процедуры частичного расторжения следует обязательно аргументировать, так как в противном случае такое решение может быть оспорено. Частичное расторжение характерно, в первую очередь, для цикличных контрактов, например, на оказание того или иного рода коммунальных услуг.

Механизм выглядит следующим образом:

  • Уведомление второй стороны о расторжении существующего государственного контракта, осуществленное тем способом, который предусмотрен действующим законодательством в сфере государственных закупок.
  • Сторона, которая выступает в качестве инициатора частичного расторжения, должна обосновать свое решение в виде специально подготовленного документа, например, протокола собрания ответственных лиц за заключение контракта.
  • Прекращение государственного контракта в той его части, в отношении которой принято решение о расторжении.

Особенность частичного расторжения контракта заключается в том, что оплата, которая должна поступить от государственного заказчика в адрес исполнителя, должна покрывать только ту часть контракта, которая была фактически исполнена.

Кроме того, если частичное расторжение было необходимо (например, по причине сокращения финансирования), то оспорить данное решение инициатора будет достаточно сложно, если никто не пострадал от такого расторжения. Государственный контракт, который заключается по итогам проведения той или иной закупочной процедуры, может быть изменен или расторгнут по инициативе как заказчика, так и исполнителя. Однако для того, чтобы результат изменения или расторжения контракта не был оспорен, необходимо тщательно соблюдать положения статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».

Не нашли ответа на свой вопрос?

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+