Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Закупка для смп среднего

Закупка для смп среднего

Закупка для смп среднего

223-ФЗ: особенности закупок у СМП

15.07.2015 Спикер: Бубнова Яна Часть 8 статьи 4 Закона 223-ФЗ закрепляет право Правительства РФ установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у СМП и требования к содержанию этого отчета. Такое право реализовано Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352

«Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц»

(далее – ПП РФ 1352). ПП РФ 1352 распространяется только на тех заказчиков, выручка которых за предыдущий год превышает 1 млрд рублей. Остальные заказчики обязаны выполнять нормы Постановления:

  1. с 1 января 2016 года – те, у кого выручка за прошлый год составила от 1 млрд рублей до 10 млрд рублей. Уже сейчас таким заказчикам нужно активно готовиться, чтобы исполнить нормы закупок у СМП;
  2. с 1 июля 2015 года – самые крупные заказчики, у которых выручка за прошлый год составила более 10 млрд рублей;
  3. те заказчики, у кого выручка составила менее 1 млрд рублей, не обязаны ничего закупать у СМП, а только ежемесячно направлять отчет о закупках у СМП. Если таких закупок нет, пустой отчет все равно нужно предоставлять.

Установлен годовой объем закупок у СМП в размере 18% от совокупного годового стоимостного объема договоров заказчиков, за вычетом некоторых исключений (п.7 ПП РФ 1352).

Необходимо из числа всех заключенных в соответствии с 223-ФЗ за год договоров вычесть договоры, которые перечислены в п.7 ПП РФ 1352 (см. ниже). 18% от полученного числа и есть норматив закупок у СМП. Из этого же совокупного объема договоров не менее 10% договоров должны быть заключены по итогам закупок только среди СМП.

При этом договоры, заключенные по результатам закупок только среди СМП (10%), входят в 18% договоров, которые должны быть заключены с СМП.

Для заказчиков, подпадающих под действие ПП РФ 1352 с 1 июля, этот норматив в текущем году составляет 9% договоров с СМП вообще и 5% договоров, заключенных по результатам закупок только среди СМП. Этот норматив рассчитывается для закупок, которые будут проведены с 1 июля по 31 декабря 2015 года, на основании договоров, заключенных заказчиком за этот же период.

Самая большая проблема у заказчиков будет возникать в связи с выполнением десятипроцентного норматива по закупкам только среди СМП, поскольку расчет ведется не от количества объявленных процедур, а от суммы заключенных договоров.

Если объявленная закупка среди СМП не состоялась, в этот отчет она не попадает. ПП РФ 1352 устанавливает перечень договоров, которые не учитываются при расчете совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки.

Следует внимательно изучить этот перечень, так как это может значительно сократить годовой объем договоров, а следовательно и объем обязательных закупок у СМП. Итак, при расчете не учитываются:

  • закупки энергоносителей;
  • закупки услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), а также по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);
  • закупки результатов интеллектуальной деятельности у поставщика (исполнителя, подрядчика), обладающего исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, удостоверенным правоустанавливающим документом;
  • закупки, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте договора;
  • закупки работ (услуг), выполнение (оказание) которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением и государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • закупки товаров, являющихся источником радиоактивной и химической опасности и применяемых для разведки, добычи, транспортировки и переработки сырой нефти и природного газа;
  • закупки у монополистов, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях»;
  • закупки услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации на объект капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объекта капитального строительства авторами, а также по проведению технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проектов;
  • закупки, в отношении которых принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Федерального закона (отдельные закупки или перечни);
  • закупки услуг добычи, хранения, отгрузки (перевалки) и переработки энергоносителей;
  • закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • закупки труб большого диаметра, используемых при строительстве магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
  • закупки услуг в области воздушных перевозок и авиационных работ;
  • закупки, предметом которых является аренда и (или) приобретение в собственность объектов недвижимого имущества;
  • закупки происходящих из иностранного государства товаров и (или) выполняемых (оказываемых) иностранными лицами работ (услуг) в целях реализации шельфовых проектов (при условии невозможности закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства).
  • закупки товаров, происходящих из иностранного государства и (или) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами для проведения планового ремонта, технического обслуживания и (или) модернизации импортного оборудования в рамках гарантийных или лицензионных обязательств;
  • закупки, которые осуществляются за пределами территории Российской Федерации и предметом которых является поставка товаров, выполнение (оказание) работ (услуг) за пределами территории Российской Федерации;
  • закупки финансовых услуг, включая банковские услуги, страховые услуги, услуги на рынке ценных бумаг, услуги по договору лизинга, а также услуги, оказываемые финансовой организацией и связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;
  • закупки в области использования атомной энергии;
  • закупки подвижного состава и материалов верхнего строения железнодорожного пути;

Закупки у СМП могут осуществляться любым способом и в любой форме. Для того чтобы исполнить норматив, ПП РФ 1352 предусматривает 3 механизма.

Во-первых, в 18% можно включать договоры, заключенные с СМП, которые победили в закупках, проводимых среди всех поставщиков (например, была объявлена обычная закупка, а победил в ней СМП); Во-вторых, закупки, участниками которых могут быть только СМП.

Это конкурентные закупки, для проведения которых утверждается перечень товаров, работ, услуг (см. ниже). Договоры по результатам этих закупок попадают в норматив 10% закупок только у СМП; В-третьих, в счет выполнения норматива идут договоры, заключенные участниками (исполнителями, подрядчиками) с соисполнителями из числа СМП.

То есть, договоры, заключенные по результатам закупок, в которых было требование к победителю о том, что для исполнения договора он должен привлечь субподрядчиков из числа СМП. Такие договоры также попадают в общее число договоров, заключенных с СМП (18%).

Поскольку многим крупным компаниям проще заплатить штраф, чем выполнить норматив закупок у СМП, в 223-ФЗ введена довольно жесткая мера: если заказчик не выполнит норматив закупок у СМП (либо разместит недостоверную информацию о годовом объеме закупок у СМП или не разместит информацию вообще), то его положение о закупке будет признано неразмещенным и с 1 февраля до конца года, он должен будет проводить закупки в соответствии с 44-ФЗ (с 01.01.2016: ч.8.1. ст.3 Закона 223-ФЗ). В соответствии со ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ

«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

к СМП относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУПов и МУПов), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, МО, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся СМП, не должны превышать 49% процентов каждая.

(Исключения см. в ст.4 закона 209-ФЗ). для всех:

  1. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
  2. от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
  4. до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек.

Постановление Правительства РФ N 101 от 09.02.13 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» (ПП РФ 101) Установить предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия — 60 млн рублей; малые предприятия — 400 млн. рублей; средние предприятия — 1000 млн рублей.

Предполагаются изменения. В целях смягчения негативного влияния кризисных явлений на экономику предлагается увеличить предельные значения выручки субъектов малого и среднего предпринимательства от реализации товаров (работ, услуг) до следующих размеров: микропредприятия — 120 млн рублей; малые предприятия — 800 млн рублей; средние предприятия — 2 млрд рублей.

Проектом постановления предусматривается, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года1.

1 Указанные изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 года №702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Единый реестр СМП отсутствует. Есть региональные реестры, но они содержат информацию только о тех субъектах, которые получают какую-либо поддержу от государства.
Есть региональные реестры, но они содержат информацию только о тех субъектах, которые получают какую-либо поддержу от государства. Однако существует поручение Президента РФ о создании единого реестра к 1 октября 2015 года.

Постановление предполагает декларирование участниками закупок своего отнесения к СМП. Фактически заказчик должен просто «доверять» участнику закупки, заявившемуся как СМП. Форма декларации о принадлежности к СМП включается в положение о закупке.

Форму декларации заказчикам следует утвердить в положении о закупке.

В качестве подтверждения отнесения участника к СМП заказчики не вправе требовать ничего, кроме такой декларации.

Когда проводятся закупки только среди СМП, их участники обязаны включить в состав заявки декларацию своей принадлежности к СМП.

Если закупка проводится для любых поставщиков, заказчик вправе установить требование о включении в состав заявки декларации для того, чтобы включить информацию о такие закупке в отчет, если этот участник станет ее победителем. Постановлением 1352 предусмотрено право заказчика утвердить программу партнерства.

Это не обязанность, а именно право заказчика, однако уже сейчас многие крупные компании утвердили такие программы (например, Россети, РЖД).

Программа партнерства – это документ, который описывает комплекс мер для поддержки участников закупок из числа СМП. На основании программы партнерства формируется собственный реестр СМП заказчика.

Количество участников программы не ограничивается. Однако проводить закупки только среди участников такого реестра заказчик не вправе. ПП 1352 содержит 2 требования к участникам программы.

В соответствии с ними участниками могут стать СМП:

  • исполнившие без штрафов и пени два и более договоров с этим заказчиком;
  • прошедшие процедуру определения соответствия требованиям к поставщикам.

Требования к участникам и порядок определения соответствия им устанавливаются в самой программе партнерства. Для заказчика такая программа дает возможность привлечь к закупкам большего числа участников из числа СМП и тем самым выполнить норматив.

Заказчик сам решает, что включать в программу партнерства, какие меры поддержки предусмотреть. ПП РФ 1352 дает подсказку только в части авансирования. В частности, сказано, что заказчик может предусмотреть аванс в размере 30% для участников программы партнерства, участвующих в закупках только среди СМП.

Например, можно объявить закупку для все участников (или только для СМП), а в документации, при определении порядка оплаты указать, что если победителем закупки станет участник программы партнерства, то заказчик выплатит ему аванс в размере 30% (или более).

Публиковать программу и требования к поставщикам в ЕИС не обязательно. Они публикуются на сайте заказчика. Можно также пользоваться письмом Минэкономразвития России №23941_ЕЕ от 1.11.2013/Д23и «О методических рекомендация по реализации программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства», подготовленным в рамках дорожной карты по развитию СМП.
Можно также пользоваться письмом Минэкономразвития России №23941_ЕЕ от 1.11.2013/Д23и

«О методических рекомендация по реализации программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства»

, подготовленным в рамках дорожной карты по развитию СМП.

В нем содержатся рекомендованные требования к участникам программ партнерства:

  1. отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера СМП судимости за преступления в сфере экономики, а также неприменение в отношении указанных ФЛ наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с деятельностью данного СМП, и административного наказания в виде дисквалификации;
  2. наличие регистрации в установленном порядке ЮЛ или ИП, непроведение ликвидации СМП и отсутствие решения арбитражного суда о признании СМП банкротом и об открытии конкурсного производства;
  3. отсутствие сведений о СМП в РНП;
  4. наличие у СМП опыта исполнения договоров по 223-фз или 44-фз, либо опыта производства и поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, включенных в реестр инновационных товаров, работ и услуг, либо наличие у СМП статуса участника проекта «Сколково».
  5. отсутствие у СМП задолженностей по обязательным платежам, размер которых превышает 25%;
  6. неприостановление деятельности СМП в порядке, установленном КОАП, на дату заключения договора присоединения;

Сам документ составляется в свободной форме.

Целесообразно в структуре программы партнерства отразить: Цели и задачи программы Требования к СМП для участия в программе Права и обязанности сторон Порядок присоединения и прекращения участия: имеет смысл установить какой-то изначальный срок участия (например, 1 год или 3 года), основания для прекращения участия в программе и исключения участника из реестра СМП заказчика (участник перестал являться СМП, обнаружение в декларации об отнесении к СМП недостоверных сведений) Порядок рассмотрения разногласий Форма заявления о присоединении Форма справки об опыте Проект договора присоединения Реестр СМП – участников программы заказчик ведет на своем сайте (п.15 ПП 1352).

Порядок включения поставщика в реестр СМП также определяется заказчиком. Количество участников программы партнерства ограничивать не следует.

Заказчик может утвердить типовую форму договора присоединения, форму заявки и перечень документов, подтверждающих соответствие поставщика требованиям. Для вступления поставщик должен подтвердить соответствие квалификационным требованиями (необходимо определить требования) и предоставить подтверждение добросовестного исполнения минимум двух договоров с заказчиком. Участие в программе должно быть добровольным и бесплатным.

Программа партнерства должна предусматривать реальные меры поддержки участников реестра СМП, иначе у поставщиков не будет мотивации присоединяться к программе. Значительный эффект может принести использование финансовых инструментов поддержки СМП (отсутствие обеспечения заявки, упрощенный порядок его получения и др.).

В целом среди поставщиков нет большого ажиотажа по поводу участия в программах партнерства; они чаще всего не видят в этом смысла, так как заказчикам не удается предусмотреть действительно серьезных преференций. Заказчику целесообразно определить порядок и случаи исключения поставщика из реестра СМП: Во-первых, установить срок действия статуса участника программы партнерства (например, 1 год) и указать, что если участник не прошел ежегодную проверку на соответствие требованиям, то он автоматически исключается из реестра СМП.

Во-вторых, предусмотреть обязанность заказчика исключить поставщика из реестра СМП при обнаружении недостоверных сведений в заявке на включение в реестр СМП или если поставщик перестал относиться к СМП в соответствии с законодательством РФ. Это те закупки, которые приводят к исполнению норматива в 10% — закупки только среди СМП.

Заказчик обязан утвердить перечень товаров, работ и услуг, закупку которых он будет осуществлять только у СМП. Перечень формируется заказчиком самостоятельно и публикуется им в и на сайте заказчика. Составляется по кодам ОКДП, так же как в планировании.

Если код включен в перечень, то при закупке продукции, ему соответствующей:

  1. если 50 млн руб. < нмц договора>< 200 млн руб., заказчик вправе провести закупку у смп, но может провести на общих основаниях. если закупка товаров из перечня у смп не состоялась, договор не заключен, то заказчик вправе провести закупку в соответствии со своим положением о закупке (например, у единственного>
  2. если НМЦ договора < 50 млн руб., заказчик обязан провести закупку у смп>Например, если в перечень включен код 3699110 «Канцелярские принадлежности» и нужно провести закупку на сумму более 50 млн руб., то заказчик должен проводить ее только среди СМП

Можно делать исключения из перечня. Если заказчик внес в перечень код ОКДП, объединяющий несколько позиций, но не готов все их закупать у СМП, то он может сделать сноску в перечне с указанием конкретных позиций, которые исключаются из перечня.

ПП РФ 1352 не запрещает вносить изменения в такой перечень. Порядок изменения перечня лучше прописать в положении о закупке.

Вообще рекомендуется всем заказчикам, подпадающим под Постановление, пересмотреть свои положения о закупках, выделить особенности закупок у СМП: как минимум утвердить форму декларации о принадлежности к СМП и отразить нюансы проведения закупок у СМП. В п. 23 ПП РФ 1352 указано, что обеспечение заявки осуществляется по выбору поставщика:

  1. либо денежными средствами
  2. либо иным способом, предусмотренным документацией о закупке
  3. либо с использованием банковской гарантии

В данной ситуации способ обеспечения выбирает именно поставщик. На OTC.RU уже реализован механизм, позволяющий поставщику выбрать способ обеспечения самостоятельно.

Под иным способом понимаются ситуации, когда поставщик предпочитает обеспечить заявку, например, путем предоставления независимой гарантии, договором поручительства и т.д. При закупках по перечню закупок у СМП размер обеспечения не должен превышать 2% от НМЦ.

Для участников программы партнерства можно исключить обязанность внесения обеспечения заявки.

Обеспечение заявки (денежные средства) возвращается:

  1. В течение 7 рабочих дней со дня подписания итогового протокола всем участникам, кроме победителя;
  2. В течение 7 рабочих дней со дня заключения договора (если договор не заключается, со дня принятия решения о том, что договор не заключается) – участнику, заявке которого присвоен первый номер.

Здесь есть сложность: ПП РФ 1352 требует разблокировать средства сразу, а в положениях большинства заказчиков предусмотрено, что средства должны быть заблокированы до дня подписания договора еще и у участника, занявшего второе место на случай уклонения победителя от заключения договора.

Следует руководствоваться порядком, установленным Постановлением. Здесь та же самая ситуация, что с обеспечением заявки. Поставщик сам выбирает способ обеспечения договора (п.

26 ПП РФ 1352):

  1. либо денежными средствами
  2. либо с использованием банковской гарантии
  3. либо иным способом, предусмотренным документацией о закупке

Размер обеспечения устанавливается в размере аванса или не более 5% от НМЦ, если аванс не предусмотрен. Участников программы партнерства также можно освободить от обязанности вносить обеспечение договора.

По итогам таких закупок срок заключения договора не должен превышать 20 рабочих дней со дня принятия заказчиком решения о заключении договора. Есть исключения, когда в соответствии с законодательством РФ для заключения договора необходимо его одобрение органом управления заказчика, а также случаев, когда действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупки обжалуются в ФАС либо в судебном порядке. В таких случаях договор должен быть заключен в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения антимонопольного органа или судебного акта, предусматривающего заключение договора.

Минимального срока на заключение договора нет. Максимальный срок оплаты по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки только среди СМП, должен составлять не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств по договору/отдельному этапу договора.

Этапы договора определяются в самом договоре: они должны быть четко обозначены. Еще один инструмент выполнения норматива по закупкам у СМП (18%) – привлечение исполнителями соисполнителей. Заказчики вправе установить в извещении о закупке, закупочной документации и проекте договора требование к участникам закупки о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП.
Заказчики вправе установить в извещении о закупке, закупочной документации и проекте договора требование к участникам закупки о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП.

Участники такой закупки представляют в составе заявки на участие:

  • план привлечения субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП, в котором указывают конкретных соисполнителей (наименования);
  • декларацию о принадлежности к СМП на каждого субподрядчика (соисполнителя).

В проект договора с таким участником закупки необходимо включить обязательное условие об ответственности участника за неисполнение условия о привлечении субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП. По согласованию с заказчиком участник закупки может заменить субподрядчика с сохранением стоимости договора между заказчиком и поставщиком.

В соответствии с ч.19 ст.4 Закона о закупках все заказчики по 223-ФЗ не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещают в единой информационной системе сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Те заказчики, которые не подпадают под Постановление, тоже публикуют такой отчет (в том числе пустой, если таких закупок не было). Наряду с ежемесячной отчетностью заказчики, под падающие под ПП РФ 1352, не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, публикуют в ЕИС информацию о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

пп. б п. 34 ПП РФ 1352: …годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями к содержанию годового отчета … и размещают указанный отчет в соответствии с частью 21 статьи 4 223-ФЗ в ЕИС. Установлена также форма годовой отчетности.

Установлена также форма годовой отчетности. По годовому отчету будет видно, выполнен норматив по закупкам у СМП или нет. Исполнению норматива способствует, в первую очередь, увеличение доли электронных закупок, тем более, что предстоят новые изменения в 223-ФЗ, в соответствии с которыми Правительство будет вправе устанавливать минимальный объем закупок, которые отдельные виды юридических лиц должны будут проводить в электронной форме.

На электронных площадках конкуренция больше и возможность для СМП участвовать в таких закупках значительно выше, если ЭТП не предъявляет излишних требований (отдельная электронная подпись, платная аккредитация и участие в закупках и т.д.).

Площадка OTC.RU максимально удобна для организации в том числе таких закупок. Следует сформировать перечень товаров, работ, услуг для закупки у СМП и утвердить программу партнерства.

Имеет смысл проводить информационные и обучающие мероприятия для СМП.

Использовать финансовый сервис выдачи банковских гарантий участникам закупок – .

Зачастую у участников закупок, в первую очередь, у СМП, нет достаточных свободных средств для обеспечения заявок на участие в закупках и обеспечения исполнения договора. OTC-finance позволяет участникам получать банковскую гарантию для обеспечения заявки на участие в закупках и для обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Для заказчика сервис удобен тем, что заказчик в личном кабинете может видеть, выдана банковская гарантия или нет.

Поскольку отсутствует реестр банковских гарантий по 223-ФЗ, зачастую участники закупок сталкиваются с мошенниками и получают поддельную банковскую гарантию.

Сервис исключает возможность мошенничества, все документы заверяются электронной подписью.

Если в положении будет утвержден перечень товаров для закупки только у СМП, то мы уже не сможем закупать этот товар у других поставщиков? Ответ: Если стоимость такой закупки не превышает 50 млн рублей, то сначала она проводится только среди СМП.

Если она не состоится, то проводится в соответствии с положением. Как поступать, если возникает необходимость в рамках одной закупки закупить товары, включенные и не включенные в перечень? Ответ: В данной ситуации следует либо устанавливать требование об участии только СМП, либо провести две отдельные закупки: одну только для СМП, вторую – для любых участников.

МУПы в 2015 году начинают закупки у СМП или в 2016? Ответ: В зависимости от выручки. Если выручка за предыдущий год больше 1 млрд рублей, то с 2016 года, если больше 10 млрд рублей, то с 1 июля 2015 года. Если менее 1 млрд рублей, то такой обязанности нет совсем. Можно ли делить закупки на закупки среди субъектов малого предпринимательства и закупки среди среднего предпринимательства?
Можно ли делить закупки на закупки среди субъектов малого предпринимательства и закупки среди среднего предпринимательства? Ответ: ПП РФ 1352 содержит понятие именно «субъекты малого и среднего предпринимательства», поэтому проведение закупки только среди субъектов малого предпринимательства или только среди субъектов среднего предпринимательства будет расцениваться как нарушение Постановления.

Как отражать закупки у СМП в плане закупки? Ответ: В соответствии с текущей редакцией ПП РФ 932 закупки у СМП отображаются в плане закупок как обычные закупки, однако согласно изменениям в 223-ФЗ Правительство сможет утвердить раздел плана, в котором отдельно будут учитываться закупки у СМП и закупки инновационной и высокотехнологичной продукции у СМП.

Можно ли провести закупку только среди СМП без утвержденного перечня?

Ответ: В соответствии ПП РФ 1352 для того чтобы проводить закупки только среди СМП, заказчик должен утвердить и разместить перечень товаров для таких закупок. Можно ли проводить закупки среди СМП, если объем дохода меньше 1 млрд рублей? Ответ: Проведение закупок «только среди СМП» заказчиками, которые не подпадают под ПП РФ 1352, может быть расценено как нарушение 135-ФЗ за необоснованное ограничение конкуренции.

Что такое малые субъекты предпринимательства, и каковы особенности проведения закупок с их участием?

› › Государство в целях поддержки малых предпринимателей предоставило им определенные преференции для участия в закупочных мероприятиях в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд. Определенные льготы малому бизнесу предусмотрены как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.СодержаниеДорогие читатели!

Рекомендуем прочесть:  Нкнх дивиденды 2021

Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте.

Это бесплатно. МСП расшифровывается как малые субъекты предпринимательства.

Они могут иметь статус или и отвечают некоторым установленным законом требованиям.Требования к субъектам малого предпринимательства указаны в 209-ФЗ от 2007 года

«О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

. Основными критериями, которые позволяют отнести компанию к малому бизнесу, является численность персонала и лимит по доходам.Для того чтобы компания могла быть отнесена к средним предприятиям, ее численность должна составлять от 101 до 200 человек, а годовые доходы – находиться в пределах 2 млрд р.Для отнесения компании к малым предприятиям численность сотрудников не может быть более 100 человек, а за год компания должна зарабатывать в пределах 800 млн р.

Различают также и микробизнес. В таких компаниях работает не более 15 человек, а годовые доходы не превышают 120 млн р.Помимо указанных требований, к субъектам малого предпринимательства предъявляются и дополнительные по нормам ч.

1 ст. 4 209-ФЗ:

  • Акции компании входят в состав акций инновационного сектора экономики.
  • Доля участия иностранных юридических лиц, которые не относятся к МСП не более 49%.
  • Работа компании направлена на внедрение результатов интеллектуального труда.
  • Организация получила статус участника «Сколково».
  • Суммарная доля госучастия и процент участия в благотворительных и религиозных объединениях в уставном капитале компании не превышает 25%.

При определении соответствия субъекта малого предпринимательства законодательным условиям нужно учесть такие особенности:

  • Вновь созданные индивидуальные предприниматели и крестьянские хозяйства в течение первого года после создания могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их средняя численность, выручка от реализации товаров или балансовая стоимость активов с момента государственной регистрации находятся в пределах установленных значений.
  • Категория субъекта малого предпринимательства определяется на основании наибольшего значения одного из условий: численности работников или выручки.
  • Категория субъекта малого предпринимательства подлежит изменению, если предельные значения конкретной в отношении численности работников или объема выручки выше или ниже в течение 3 календарных лет, следующих подряд.

При определении поставщиков в извещениях на осуществление вводится ограничение в отношении иных поставщиков, которые не являются представителями малого предпринимательства.Для подтверждения статуса малого или среднего предприятия компания должна задекларировать этот факт, для чего она передает в составе заявки на участие декларацию о членстве компании в реестре субъектов малых и средних предприятий.Единый реестр МСП представляет собой базу данных, в которой представлены сведения обо всех субъектах предпринимателей. Данный реестр сегодня ведет ФНС и доступен для ознакомления всеми желающими.

Реестр – достаточно удобный инструмент для предпринимателей, который сокращает их затраты на подтверждение своего статуса представителя малого бизнеса.Реестр также позволяет раскрыть сведения обо всех видах деятельности представителей малого и среднего бизнеса, производимых ими товарах и услугах (включая инновационную продукцию).В реестр МСП включена следующая информация:

  • Дата внесения сведений о компании в реестр.
  • Адрес.
  • Коды ОКВЭД.
  • Наименование юрлица или ФИО предпринимателя.
  • ИНН.
  • Категория субъекта малого бизнеса (среднее, малое или микропредприятие).

Реестр МСП формируется автоматически.

Статус субъекта малого предпринимательства присваивается юрлицам на основании сведений, которые хранятся в действующих информсистемах. При этом участники наделены правом на внесение дополнительных сведений в реестр, в частности, информацию о предлагаемых товарах или оказываемых услугах.Участники вправе прописать в реестре контактные данные, которые могут потребоваться заказчикам, а также электронную почту, сайт и телефон.

Для внесения изменений можно воспользоваться специальным сервисом для передачи сведений на Налоговой инспекции.В совместном письме МЭР №7158-ЕЕ/Д28и и ФАС №АЦ/13590/14 от 2014 года указано на то, что, кроме декларации соответствия, никаких дополнительных документов от представителей малого бизнеса не требуется. На основании ч. 1 ст. 30 44-ФЗ заказчики обязаны приобретать у представителей МСП товары, работы и услуги на сумму не менее 15% от совокупного годового объема закупок.

При определении объема закупок у субъектов малого предпринимательства в расчет не включаются:

  • Закупки, предполагающие закрытые способы определения поставщиков.
  • Закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  • Услуги по закупкам у единственного поставщика по ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
  • Услуги по предоставлению кредитов.
  • Работы по использованию атомной энергии.

За несоблюдение действующего законодательства заказчиком по ст.

7.30 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение норм о размещении заказа у МСП. По ч. 11 указанной статьи штраф для должностного лица за несоблюдение нормативов установлен в размере 50 тыс.

р.Для участников закупок по 223-ФЗ прописаны отдельные в отношении объема закупок по Постановлению Правительства от 2014 года №1352. Стоимость заказов для МСП по итогам года должна составлять не менее 18% от общей стоимости договоров за год.

При этом объем закупок у МСП по результатам торгов с их исключительным участием составляет не менее 15%.В п.

7 Положения вышеуказанного Постановления Правительства прописан список , которые не учитываются в расчетах.

Отдельно стоит отметить заказчиков, приобретающих инновационную и высокотехнологичную продукцию у поставщиков из МСП.С 2021 года вступают в силу изменения, по которым объем закупок у МСП должен быть увеличен.

Минимальный годовой объем закупок после внесения изменений в Постановление Правительства №1352 должен составлять 20% вместо 18%, которые действовали ранее. Минимальный объем договоров, подписанный по результатам закупок, к которым допущены только МСП, возрос с 15 до 18%.Заказчики по 223-ФЗ должны утвердить перечни товаров, работ и услуг, которые они будут приобретать посредством тендеров для исключительного участия МСП.

Товары, работы и услуги из перечня закупаются у других категорий участников в исключительных случаях, которые прописаны в п. 21 ПП №1352. На основании ОКПД2 в перечень включается информация следующего рода: наименование, код, категории и подкатегории.

Документ подлежит публикации на сайте заказчика и в .В случае если предметом сделки является продукция из перечня, а НМЦК не превышает значения в 200 млн р., то провести тендер среди МСП является обязанностью заказчика.

При цене 200-400 млн р. тендеры проводятся по желанию заказчика. Закупаться у МСП обязаны представители государственных и муниципальных заказчиков, а также отдельные юрлица, которые закупают товары, работы и услуги в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ.В рамках закупок по 44-ФЗ заказчики должны учитывать ограничение: НМЦК не должна превышать 20 млн р.Закупки, которые проводятся заказчиками только среди МСП, имеют некоторые отличительные черты. Так, в закупочном извещении заказчики указывают на тот факт, что в данной закупке могут принять участие только представители малого и среднего бизнеса.

При поиске закупок в можно установить соответствующий фильтр и поиск укажет на закупки только для МСП.На основании п.

1 ст. 30 44-ФЗ закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО могут проводиться в виде:

  • Открытый конкурса.
  • Электронного .
  • Запроса котировок и предложений.
  • Конкурса с ограниченным участием.
  • Двухэтапного конкурса.

При этом ограничения по закупаемым товарам, работам и услугам у МСП не предусмотрены. Заказчики вправе приобретать у них любые товары, работы и услуги.Заказчик по 223-ФЗ при выборе одной из форм закупок, участниками которых являются МСП, должны учитывать следующие положения:

  • Электронный конкурс или аукцион проводится при НМЦК более 30 млн р. с учетом минимального срока приема заявок в 15 дней; если начальная цена контракта не превышает 30 млн р., то минимальные сроки составляют 7 дней. Если аукцион проходит с НМЦК менее 7 млн р., то сроки приема заявок установлены как 4 рабочих дня.
  • Электронный запрос котировок и запрос предложений проводятся при цене менее 15 млн р. Сроки приема заявок при этом установлены как 5 рабочих дней.

Правительством был утвержден перечень площадок, на которых заказчики могут выбирать участников закупки в электронном формате.На сегодняшний день осуществлять закупки у МСП в электронном виде как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ можно на ограниченном перечне площадок, которые были закреплены в Распоряжении Правительства от 2018 года №1447-р.

Перечень операторов электронной площадки по ч. 3 ст. 24.1 44-ФЗ и ч. 11 ст. 3.4 223-ФЗ:

  • АО «ТЭК Торг».
  • АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».
  • ООО «ЭТП-ГПБ».
  • ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная система торгов».
  • АО «ЭТС».
  • АО «Единая электронная торговая площадка».
  • ООО «РТС-тендер».
  • АО «Российский аукционный дом».

Для закрытых закупок используется отдельная площадка – ЗАО «АСТ государственного оборонного заказа».С 1 октября 2018 года в 223-ФЗ вступили изменения, по которому для конкурентных закупок у МСП должны использоваться только перечисленные выше площадки, тогда как при других закупках заказчики по 223-ФЗ вправе не ориентироваться на установленный Правительством перечень и могут выбирать площадку для торгов самостоятельно. Речь в нововведениях идет о конкурентных закупках с участием МСП через конкурс, аукцион, запрос котировок или предложений.

При закупках у единственного поставщика представители МСП могут не ориентироваться на установленные ограничения.Участники конкурентной закупки в электронной форме должны предварительно пройти аккредитацию в ЕИС по правилам, утвержденным в 44-ФЗ. Субъекты малого предпринимательства получают аккредитацию на ЭТП по ч. 18 ст. 3.4 223-ФЗ. После аккредитации в ЕИС субъекты закупки автоматически получат доступ в личный кабинет на всех торговых площадках.

Срок действия такой регистрации составляет три года. В ЕИС также должен появиться единый реестр участников закупок.В 2021 году ЭТП могут взимать плату с победителя закупки.

При подписании контракта с участием МСП и СОНКО по ст. 30 44-ФЗ предельная величина такой платы составляет 1% от установленной НМЦК или более 2000 р.Плата осуществляется путем перечисления денег на банковский счет оператора ЭТП.

Взимание платы оператором с лица, которое не победило в конкурсе, недопустимо. Возможно списание со , на котором было заблокировано обеспечение заявки. Договоры по результатам конкурентной закупки с участием субъектов МСП подписываются с помощью функционала электронной площадки посредством электронной подписи.Заказчики обязаны оплатить исполненный контракт с МСП в течение 15 дней после подписания акта приема-передачи.

Это следует из ч. 8 ст. 30 44-ФЗ.

Тогда как другие участники закупки могут рассчитывать на оплату выполненных услуг в течение 30 дней после завершения работ по контракту и их приемки заказчиком.По результатам последних поправок в Постановление Правительства №1352 от 2014 года были изменены сроки оплаты для по 223-ФЗ. Они составляют 15 календарных дней вместо 30 (то есть срок стал такой же, как и по 44-ФЗ).

Заказчик должен изменить свою внутреннюю документацию с учетом последних поправок (они вступят в силу с января 2021 года).Несоблюдение указанных сроков грозит заказчику ответственностью по нормам КоАП. Первичное нарушение должностными лицами грозит им штрафом в размере 30-50 тыс.

р., повторное правонарушение может привести к их дисквалификации на период 1-2 года.В настоящее время по 44-ФЗ предусмотрено три формы обеспечения:

  • Обеспечение заявки.
  • Обеспечение гарантийных обязательств.
  • Обеспечение контракта.

На основании ч. 16 ст. 44 44-ФЗ размер обеспечения заявки на участие в торгах в пределах 20 млн р.

не может превышать 0,5-1% от НМЦК.В 2021 году все участники закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ должны применять спецсчета.

В закупках по 223-ФЗ, в которых не участвуют МСП, спецсчета не требуются.Банк имеет право открыть специальный счет участникам закупок после заключения соглашений о взаимодействии с операторами электронной площадки.Банки начисляют проценты за пользование денежными средствами, которые находятся на спецсчете, в том числе пока они блокируются в целях обеспечения заявок. Открыть спецсчет можно только в ограниченном перечне банков, в частности, в ПАО «Сбербанк», «Банк ВТБ», АО «Альфа Банк», АО «Газпромбанк», АО Райффайзенбанк» и пр.Обеспечение заявки вносится участником на открытый им спецсчет.В закупках с преимуществами участия для МСП и СОНКО размер обеспечения нужно рассчитать, отталкиваясь от цены контракта, а не начальной максимальной цены.

Размер обеспечения устанавливается заказчиком индивидуально, но он не может быть менее предусмотренного контрактом авансирования.Поставщиком не обеспечивается контракт в том случае, если он сможет подтвердить свою добросовестность альтернативным способом. Для этого им предоставляются сведения из реестра контрактов, в котором требуется подтвердить, что на протяжении 3 лет до подачи заявления победителем были исполнены три контракта без неустоек. Суммарно размер всех договоренностей не должен быть менее НМЦК по заключаемому соглашению.Для представителей МСП и СОНКО сроки возврата обеспечения не превышают 15 дней с даты исполнения договоренностей по государственному контракту, тогда как при стандартном договоре обеспечение нужно вернуть в течение не более 30 дней.

Данные сроки применяются в случаях, если договор обеспечивается в уменьшенном размере по ч. 7, 7.1, 7.2 ст. 96 44-ФЗ.Если обеспечение вносится в виде гарантии, то срок ее действия должен превышать срок контракта на месяц.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии.

Это бесплатно. Рейтинг автора345

Автор статьиЮристНаписано статей315

(Пока оценок нет)

Загрузка.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+