Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Законы ману общая характеристика кратко

Законы ману общая характеристика кратко

Законы Ману. Общая характеристика.

Стр 1 из 21общая характеристика дхармашастры В Древней Индии понятие “право” было неизвестно. Жизнь индийцев подчинялась скорее этическим, чем правовым нормам. При этом эти нормы носили явный отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках — дхармашастрах.

Наиболее известная дхармашастра — законы Ману (Ману — мифический Бог). Эти законы появились в период 2 в. До н.э. и 2 в. Н.э. Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двухстиший (шлок).

Немногие статьи имеют непосредственное правовое содержание (8-9 главы). Всего 12 глав. Главное в законах Ману — закрепление существующего варнового строя.

Здесь подробно описывается происхождение , согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны , привилегии высших варн. Особенностью законов Ману является религиозная окраска всех его положений. Правовое регулирование в период создания законов Ману в Индии хорошо понимали разницу между собственностью и владением и охране частной собственности уделялось большое внимание.

Было 7 способов возникновения права собственности — наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, зарплата, милостынь.

Также был способ “давность владения” — 10 лет, только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, то она возвращалась законному владельцу. Основной вид собственности — земля (земли — царские, общинные и частные).

Царь не был собственником всей земли, но он охранял землевладельцев и получал за это налоги. Наиболее важное движимое имущество — рабы, скот, инвентарь (наверное сельскохозяйственный).

Община стремилась ограничить частное землевладение. Закрепление кастового строя Кастовый характер права усматривается в системе преступлений и наказаний. Лица высших варн (2-рожденные) несли меньшую ответственность за преступления, чаще всего — покаяние, штраф.

Тяжесть уголовной репрессии падала на шудр , людей из низших каст, обездоленных.

Брахман за убийство нес покаяние — ему брили голову, вор из низшей касты умерщвлялся. Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости вороны, собаки. «Законы Ману» (manavadharma sastra) — самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.

Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. На самом же деле этот сборник не такой уж древний.

В VI-V вв. до н.э. в Индии, в долине Ганга, возникали крупные рабовладельческие государства. Новые государства выходили за племенные рамки не только территориально: приспособлялись к новым условиям родо-племенные институты, происходили изменения в идеологии и т. д. Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности государства.
д. Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности государства. Возникли дхармасутры-основанные на «священном откровении» (на Веде) сборники фиксированных письменных правовых норм.

Составлялись дхармасутры не органами государственного управления, а богословскими школами; они были сборниками не действующего законодательства, а поучений и рекомендаций к применению обычных правовых норм.

Изложение отличалось бессистемностью, стиль — лапидарностью; дхармасутры не столько излагали, сколько напоминали основные положения, которые читателю должны были быть и так известны.

Из дхармасутр выросли дхармащастры — правовые трактаты, более систематизированные, предназначенные для изучения и лучшего запоминания, написанные стихами. Видный санскритолог Г. Бюлер утверждал, что основой дхармащастры Ману явилась какая-то недошедшая до нас дхармасутра i. Его точка зрения встретила серьезные возражения со стороны П.В.Кане и К.

П. Джаясвалы 2, отстаивающих самостоятельный характер возникновения «Манавадхармащастры». Спор будет решен в пользу Г. Бюлера, конечно, только тогда, когда древняя дхармасутра будет найдена.

Но точка зрения Г. Бюлера, что дхармащастра Ману в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II в. До н.э.-II в. н. э. *, в науке утвердилась.

При этом не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду.

Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав более древними считаются II-VI главы. Но и в них имеются стихи, которые признают позднейшими добавлениями.

«Законы Ману» оставляют впечатление большей целостности в композиционном отношении, чем дхармасутры, но и здесь имеются многочисленные повторения и неоправданные отступления; очень много противоречий, причем иногда противоречивые мнения приводятся непосредственно одно за другим. «Законы Ману» в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. До нас дошли комментарии Медхатитхи (IX в.), Говиндараджи «ХП- XIII вв.), Нараяны (XIV в.), Куллюкабхатты (XV в.), Рагхавананды (XVII-XVIII вв.), Нанданы и Рамачандры (XVIII в.); имеется и анонимный кашмирский комментарий.

также, по-видимому, довольно поздний. То обстоятельство, что комментаторов отделяли от времени составления.

«Законов Ману» многие века, что они жили в эпоху с иными общественными условиями и воззрениями, не могло не наложить отпечатка на их творчество; и не удивительно, что при толковании отдельных стихов сборника (особенно в религиозно-философских разделах) мнения комментаторов редко бывают единодушными. И все же работы средневековых индийских комментаторов (особенно Медхатитхи и Куллюкабхатты) имеют огромное значение — без них многие стихи «Законов Ману» оказались бы совершенно непонятными «.

Образование Афинского государства. Возникновение афинского государства, формирование его демократических принципов (реформы Тезея, Солона, Клисфена, Эфиальта, Перикла). В конце Гомеровской эпохи (IX в.

до н.э.) в Аттике, расположенной в средней части Балканского полуострова, проживало 4 племени (филы), которые делились на 12 фратрий (фратрия — это первоначальный род, из которого выделились дочерние роды, фратрия характеризовалась единым культом, общим владением и была боевой единицей в ополчении), которые состояли примерно из 30 родов каждая. Систему управления этого времени обычно характеризуют как военную демократию.

Во главе племени стоял вождь — басилевс, высшим органом было собрание мужчин-воинов, определенное значение имел совет старейшин.

Как и в остальных областях Греции, в IX-VIII вв.

до н.э. в Аттике происходит разложение родового строя, начинается социальная и имущественная дифференциация населения и появляются первые элементы государственности. Отправной точкой формирования Афинского полиса стал синойкизм — частью добровольное, частью насильственное объединение родовых общин вокруг одного центра — Афин. По преданию, это объединение осуществил афинский герой Тезей.

На горе Акрополь была построена общая для всех крепость, был введен общеаттический культ богини Афины, в Афины были переселены многие знатные роды из других поселков. Тезей упразднил родовые органы управления в поселках Аттики и учредил центральное управление.

Басилей — племенной вождь — утратил свое значение и был заменен коллегией девяти архонтов: архонт-эпоним считался старшим и руководил коллегией, архонт-полемарх ведал военным делом, архонт-басилей ведал религиозным культом и 6 архонтов-фесмофетов считались толкователями права.

Совет старейшин был преобразован в высший орган власти — ареопаг (члены этого совета собирались на горе, посвященной богу войны — Аресу), который пополнялся из отслуживших свой срок (первоначально — 10 лет) архонтов. Ареопаг же производил выборы новых архонтов из среды родовой знати. Народное собрание, как орган власти, существовало лишь формально и практически не собиралось.

Тезею приписывают и разделение всего населения Аттики на три группы в соответствии с имущественной и профессиональной дифференциацией общества: эвпатридов — родовой знати, геоморов — земледельцев и демиургов — ремесленников и торговцев. Появляется в обществе и пока незначительная прослойка рабов.

Развитие товарно-денежных отношений отрицательно отразилось на положении греческого крестьянства.

Аграрный кризис, являвшийся главной причиной Великой колонизации, стал еще больше углубляться. Происходило разорение крестьян, которые лишаются своих «отеческих наделов» и пополняют ряды батраков — фетов.

Характеризуя обстановку, сложившуюся в Афинах на рубеже VII-VI вв. до н.э., Аристотель писал: «Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим, но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены.

Назывались они пелатами или шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих.

При этом если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих, и детей.

Да и ссуды у всех обеспечивались личной кабалой вплоть до времени Солона». В VIII-VII вв. до н.э. в связи с развитием товарно-денежных отношений происходит рост и укрепление прослойки торговцев и ремесленников, которые выражали все большее недовольство тем, что их не допускали к органам управления.

В VIII-VII вв. до н.э. в связи с развитием товарно-денежных отношений происходит рост и укрепление прослойки торговцев и ремесленников, которые выражали все большее недовольство тем, что их не допускали к органам управления. Серьезной проблемой являлось отсутствие писаных законов, что приводило к произволу со стороны эвпатридов по отношению и к геоморам, и к демиургам. Под давлением демоса (народа) эвпатриды согласились записать действующее в Афинах право.

Запись действующих правовых норм в 621 г. до н.э. произвел архонт Драконт, при этом он включил в законодательство не только право, восходящее к древним временам, но и включил в законодательство новые нормы, отражающие социально-экономическую ситуацию Афин второй половины VII в.

Так, по законам Драконта отменялось древнее право кровной мести, вводились новые правила судопроизводства, устанавливались различия между предумышленными и непредумышленными убийствами. Законы оформляли право частной собственности и вставали на ее защиту.

Судя по сохранившимся отрывкам, законы Драконта были еще очень несовершенны и содержали в себе немало архаичных правовых норм и обычаев: в основе своей эти законы были записью уже существовавшего обычного права. Многие из этих законов уходят своими корнями в глубины первобытной эпохи, как, например, экзотический обычай привлечения к судебной ответственности «совершивших убийство» животных и неодушевленных предметов.

Особенностью законов Драконта была и их крайняя суровость. За все преступления, будь то умышленное убийство или кража яблок из сада соседа, Драконт установил одно наказание — смертную казнь.

Сам он объяснил это, когда его спросили о суровости законов, следующим образом:

«мелкие преступления, по его мнению, заслуживают такого наказания, а для крупных он не нашел ничего большего»

(Аристотель). Вместе с тем сам факт записи права нельзя не оценить как положительный сдвиг, поскольку он свидетельствует о стремлении положить предел самоуправству влиятельных семей и родов и добиться подчинения рода судебному авторитету полиса. Запись, законов и введение правильного судопроизводства способствовали изживанию старинных обычаев и преодолению родовых отношений.

Социальные противоречия в Аттике продолжали обостряться и грозили вылиться в кровавые столкновения. Однако в этот критический момент победила социальная мудрость греков. Эвпатриды согласились на компромисс и пошли на уступки демосу.

В 594 г. до н.э. архонтом с особыми полномочиями для проведения реформ был избран Солон, величайший мудрец и политик Древней Греции, который в тот момент устраивал все противоборствующие группировки.

Он разработал и осуществил широкую программу социально-экономических и политических преобразований, конечной целью которых было формирование основ демократии, борьба с пережитками родового строя и восстановление единства полисной общины, расколотой гражданскими междоусобицами.

Реформы Солона затронули почти все стороны жизни афинского общества: экономические отношения, социальную структуру, военное дело, государственное управление.

Главной реформой Солона с точки зрения формирования Афинской демократии было восстановление полномочий и возобновление работы народного собрания. Все свои мероприятия Солон утверждал на народном собрании, получая тем самым не только всенародное одобрение, но и высшую санкцию на проведение этих мер.

Все свои мероприятия Солон утверждал на народном собрании, получая тем самым не только всенародное одобрение, но и высшую санкцию на проведение этих мер. В экономической области Солон стремился ограничить экономическое могущество эвпатридов и активизировать хозяйственную жизнь Афин. Его реформы были направлены на развитие интенсивных отраслей сельского хозяйства (виноградарства и оливководства), на поощрение занятий ремеслом, на создание благоприятных условий для торговли.

В социальной сфере Солоном было проведено в жизнь несколько законов, отражавших глубокие изменения в общественной структуре Афин. Наиболее важной из них была коренная реформа долгового права, вошедшая в историю под образным наименованием «стряхивание бремени» (сейсахтейя).

Солон и в самом деле сбросил с плеч афинского народа ненавистное бремя долговой кабалы, объявив все долги и накопившиеся по ним проценты недействительными и запретив на будущее сделки самозаклада. Сейсахтейя спасла крестьянство Аттики от порабощения и тем самым сделала возможным дальнейшее развитые демократии в Афинах. Принципиальное значение имело введенное Солоном разделение всех афинских граждан на четыре разряда в зависимости от величины получаемого дохода с земли (тимократическая реформа).

Суть этой реформы состояла в том, что теперь не принадлежность к тому или иному роду, а размер частной собственности и способность ее увеличить определяла социальную значимость человека. К высшему разряду — пятисотмерникам (пентакосиомедимны) — были отнесены лица, получавшие свыше 500 медимнов (1 медимн составлял около 52 л) жидкого или сыпучего продукта в год. Второй разряд составляли всадники, получавшие свыше 300 медимнов дохода.

Граждане третьего разряда именовались зевгитами, и их ценз составлял 200 медимнов. Самый низший разряд составляли феты, получавшие доход менее 200 мер. Принадлежность к тому или иному разряду была связана с определенными правами и обязанностями, и в соответствии с делением на эти разряды Солоном была осуществлена военная реформа и реформа государственного управления.
Принадлежность к тому или иному разряду была связана с определенными правами и обязанностями, и в соответствии с делением на эти разряды Солоном была осуществлена военная реформа и реформа государственного управления.

В военном деле принадлежность гражданина к тому или иному разряду определяла его положение в воинском строю: два высших разряда формировали конницу, зевгиты, в разряд которых попала большая часть афинского населения, формировали фалангу тяжеловооруженной пехоты — основу афинского войска, а феты составляли легковооруженную пехоту и вспомогательные части. В области государственного управления Солон не просто способствовал повышению роли народного собрания (экклессии), но и стремился сделать его главным органом власти. На народном собрании стали обсуждать важнейшие государственные дела и принимать законы.

Причем в работе народного собрания имели право участвовать все четыре разряда афинских граждан, включая малоимущих.

Для упорядочения и лучшей организации работы народного собрания Солон учредил специальный орган — буле (или Совет 400, так как его члены избирались ежегодно по 100 человек от каждой филы из двух высших имущественных разрядов). Буле готовил дела для обсуждения на народном собрании и решал текущие вопросы управления в перерывах между собраниями.

Повышение роли народного собрания и учреждение Совета 400 привели к ограничению функций аристократического ареопага и понижению его роли, хотя она еще оставалась довольно значительной. Солон учредил еще один важный демократический орган в Афинах.

Им стала многочисленная по своему составу и избиравшаяся из состава всех граждан судебная коллегия — гелиэя. Гелиэя должна была вести судебные разбирательства различных конфликтов между гражданами, проверять отчеты должностных лиц, в том числе и финансовые. Для руководства усложнившейся деятельностью афинского полиса Солон учредил новые должности: полетов (ведали арендой государственного имущества), коллакретов (следили за обеспечением религиозных общественных обрядов), коллегию одиннадцати (осуществляли полицейские функции).

Реформаторская деятельность Солона заложила основы полисной демократии, которая привела Афины к блестящему расцвету в классический период греческой истории. Линию Солона на формирование Афинской демократии продолжил Клисфен, который проводил реформы после свержения тирании с 509 по 500 г. до н.э. Если реформы Солона подорвали экономическое могущество знати, то Клисфен пошел еще дальше.

Главной опорой аристократического режима в Афинах, так же как и во всех других греческих государствах, были родовые объединения — филы и фратрии. С древнейших времен весь афинский демос делился на четыре филы, в каждую из которых входило по три фратрии. Во главе каждой фратрии стоял знатный род, ведавший ее культовыми делами.

Рядовые члены фратрии обязаны были подчиниться религиозному и политическому авторитету своих «вождей», оказывая им поддержку во всех их предприятиях.

Занимая господствующее положение в родовых союзах, аристократия держала под своим контролем всю массу демоса.

Против этой политической организации Клисфен и направил свой главный удар. Он ввел новую, чисто территориальную систему административного деления, распределив всех граждан по десяти филам и ста более мелким единицам — демам. Филы, учрежденные Клисфеном, не имели никакого отношения к старым родовым филам.

Более того, они были составлены с таким расчетом, чтобы лица, принадлежавшие к одним и тем же родам и фратриям, были впредь политически разобщены, проживая в разных территориально-административных округах. Клисфен, по выражению Аристотеля, «смешал все население Аттики», не считаясь с его традиционными политическими и религиозными связями.

Таким образом, ему удалось решить одновременно три важные задачи: 1} афинский демос, и, прежде всего крестьянство, составлявшее весьма значительную и вместе с тем наиболее консервативную его часть, был освобожден из-под древних родовых традиций, на которых основывалось политическое влияние знати; 2) были прекращены нередко возникавшие распри между отдельными родовыми союзами, угрожавшие внутреннему единству афинского государства; 3) были привлечены к участию в политической жизни те, кто до этого стоял вне фратрий и фил и в силу этого не пользовался гражданскими правами. Реформы Клисфена завершают собой первый этап борьбы за демократию в Афинах.

В ходе этой борьбы афинский демос добился больших успехов, политически вырос и окреп.

Воля демоса, выраженная путем общего голосования в народном собрании, приобретает силу обязательного для всех закона. Все должностные лица, не исключая и самых высших — архонтов и стратегов (коллегия из десяти стратегов, командовавших армией, была учреждена Клисфеном.), выбираются и обязаны отчитываться перед народом в своих действиях, а в том случае, если допущена какая-нибудь провинность с их стороны, могут быть подвергнуты тяжелому наказанию.

Рука об руку с народным собранием работал созданный Клисфеном Совет пятисот (буле) и учрежденный Солоном суд присяжных (гелиэя). Совет пятисот выполнял при народном собрании функции своеобразного президиума, занимаясь предварительным обсуждением и обработкой всех предложений и законопроектов, поступавших затем на окончательное утверждение в экклесию.

Поэтому декреты народного собрания в Афинах начинались обычно с формулы: «Постановили совет и народ». Что касается гелиэи, то она стала в Афинах высшей судебной инстанцией, в которую все граждане могли обращаться с жалобами на несправедливые решения должностных лиц. Как совет, так и суд присяжных избирались жеребьевкой по десяти филам, учрежденным Клисфеном.

Благодаря этому в их состав могли попасть наравне с представителями знати также и рядовые граждане. Этим они в корне отличались от старого аристократического совета и суда — ареопага.

Для охраны установленного порядка, предотвращения возможности насильственного захвата власти и установления тирании Клисфен ввел особую процедуру — остракизм (голосование на черепках). В народном собрании периодически ставился вопрос: есть ли в государстве человек, угрожающий существующему порядку?

Если на этот вопрос звучали утвердительные ответы, то проводилось голосование путем записи имен на осколках глиняной посуды.

Если при подсчете голосов выяснялось, что одно и то же имя встречается 6 тыс. раз, то этого человека изгоняли из Афин на 10 лет без конфискации имущества. Впрочем, до полного торжества демократических идеалов в Афинах было ещё далеко.

Сложившаяся в результате реформ Солона и Клисфена система государственного управления оценивалась древними как умеренная форма демократии. Наибольшим значением в политической жизни Афин пользовалась прослойка зажиточного крестьянства, оттеснившая на задний план как старую земельную знать. Малоземельные крестьяне, равно как и городская беднота, активного участия в управлении государством в то время еще не принимали, хотя формально и те и другие считались афинскими гражданами.

Следует иметь в виду, что, начиная со времени Солона, доступ во многие из правительственных учреждений был по-прежнему ограничен в Афинах высоким имущественным цензом. Потребовалось не одно десятилетие упорной политической борьбы для того, чтобы принцип гражданского равноправия был последовательно проведен в Афинах.

Потребовалось не одно десятилетие упорной политической борьбы для того, чтобы принцип гражданского равноправия был последовательно проведен в Афинах. В начале V в. до н.э. вся Эллада оказалась вовлеченной в затяжной и кровопролитный военный конфликт с Персидской державой.

Для греческих полисов персидская угроза рассматривалась как смертельная опасность, особенно для наметившегося пути их развития как полисных организмов с интенсивной рабовладельческой экономикой, активной политической жизнью граждан, с их самобытным стилем жизни и культуры. Греко-персидские войны продолжались полвека (500-449 гг. до н.э.), и в это время, несмотря на самое активное участие в военных действиях Афины продолжали совершенствовать свою демократическую государственность.

К концу 80-х гг. демократическому лидеру Фемистоклу удалось добиться принятия народным собранием морской программы, которая предполагала проведение наступательных действий против персов и активной внешней политики афинского государства. Морская программа имела не только военный, но и политический аспект. Ее реализация поднимала политическую роль низших слоев афинского гражданства, так как феты, не имея средств на приобретение дорогого снаряжения пехотинцев, могли служить главным образом во флоте.

Морская программа существенно поднимала роль торгово-ремесленных слоев.

В 462 г. до н.э. военно-политическая ситуация позволила новому демократическому лидеру Эфиальту осуществить реформы, направленные на углубление демократии.

Эфиальт решил нанести удар по аристократическому ареопагу, все еще сохранявшему существенное значение в государственной системе Афин.

Проведя кампанию по дискредитации этого органа, обвинив ряд его членов в коррупции, Эфиальт провел через народное собрание закон, по которому ареопаг был лишен политических прав и полномочий и превращался в судебную инстанцию. Благодаря Эфиальту был принят еще один закон, направленный на защиту афинской демократии.

Каждый гражданин получал право подать жалобу на противозаконие (графэ параномон), если усматривал в принятом народным собранием законе угрозу для демократических устоев Афинского государства. Подлинного расцвета Афинская демократия достигла во времена выдающегося политического деятеля Перикла, который с 444 до 429 г. до н.э. переизбирался на пост первого стратега и выступал фактическим руководителем государства.

Перикл удовлетворил требования средних и бедных афинских граждан привлечь их к реальному управлению государством и добился введения оплаты государственных должностей, а также платы за участие в работе народного собрания. Еще один закон Перикла был направлен на защиту демократии, которая могла (и может) давать все блага только ограниченному числу людей. По этому закону афинским гражданином мог быть только тот человек, у которого и мать, и отец были афинскими гражданами.

Время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин, когда этот полис пережил экономический, политический и культурный расцвет и был гегемоном Афинского морского союза, в который входило более двухсот греческих полисов.1 

10. Законы Ману: общая характеристика (источники, история создания, структура, краткое содержание).

Законы Ману являются так называемой дхармашастрой – сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни.

Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было. Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший.

Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание.

Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновос (кастовое) устройство. В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам — сборникам религиозно-правовых предписаний.

Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением.

Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н. э. Современным исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н. э. Объем — 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите — шлока).

Полное название — Manavadharmasastra (sastra — откровение; dharma — разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр. ). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества.

Законы Ману — это памятник сакрального права. Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр.

Законы Ману закрепляли рабство и др.

формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления. На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы.

Указывается наследственно-профессиональный характер варн. Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др.

Среди гарантий исполнения договора — поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества.

Найм — рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

В семейных отношениях — подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

| Источник: — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Введение

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру скорее этических, чем правовых.

Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках — дхарма-шастрах. «Законы Ману» в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику.

До нас дошли комментарии Медхатитхи (IX в.), Говиндараджи (ХП-XIII вв.), Нараяны (XIV в.). Куллюкабхатты (XV в.), Рагхавананды (ХVП-ХУШ вв.), Нанданы и Рамачандры (XVIII в.); имеется и анонимный кашмирский комментарий, также, по-видимому, довольно поздний. Многочисленные манускрипты с текстом “Законов Ману”, сохранившиеся в Индии, отличаются единством — различия в них невелики.

Источник написан на санскрите в виде стихов (шлок). Наиболее известной дхармашастрой являются законы Ману (Ману — мифический бог).

Точное время их составления мы не знаем. Предполагается, что они появились в период между II в.

до н. э. и II в. н. э.Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок).

Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в законах 12 глав). Главное в законах Ману — закрепление существующего варнового устройства.

Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяются назначение каждой варны, привилегии высших варн.

Цель исследования: характеристика правового регулирования общественных отношений в Древней Индии по законам Ману. Задачи исследования: — дать общую характеристику Законов Ману; — проанализировать право собственности; — охарактеризовать обязательственное право; — изучить брачно-семейное право; — рассмотреть уголовное право; — проанализировать судебный процесс. Законы Ману были составлены во 2-1 в.в.

до н.э. брахманами Древней Индии. Точная дата их появления неизвестна.

В Европе Законы стали известны с конца 18в. с началом английского владычества в Индии.

Ману — мифический прародитель человечества — первый человек. По легенде всевышний бог Брахма послал Ману на землю, чтобы навести порядок и законность. Предание приписывает Законам Ману божественное происхождение.

Они представляют собой не только свод правовых правил, но и религиозных и гражданских норм, которыми должен руководствоваться в быту человек. Нет сомнений в том, что в систематизации данных Законов основную роль выполняли лица, знающие религиозные догматы и юриспруденции. Законодатель внес в этот свод правила поведения человека, взгляды философов, теологов, индийских правителей на управление, право, этику.

Законы Ману — самый известный и самый комментированный источник древнеиндийского законодательства, вполне сопоставимый по уровню развития юридических и политических конструкций с образцами законодательных актов более позднего времени. В понимании индийцев это не просто правовой кодекс, а религиозные и гражданские правила, которыми должен руководствоваться человек в повседневной жизни. Написаны Законы в форме двустиший, чтобы облегчить их запоминание.

Все 2 685 статей посвящены дхарме (судьбе). Понятие дхармы неоднозначно. Это и религиозные предписания, и мораль, и норма поведения. Дхарма описывает то, что мы называем правом.

В то же время ее содержание выходит за пределы права. Дхарма основывается на идеях меры и гармонии, рассматривает личность во всех отношениях с окружающей действительностью и другими людьми. Она исходит из идеи долга, а не права.

закон ману собственность судебный Главное в Законах Ману — закрепление существовавшего в Древней Индии варнового устройства. Указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяются назначение каждой варны, привилегии. Законы Ману устанавливали следующий порядок (ст.

145-146 гл.2): «Старшинство у брахманов зависит от знания, у кшатриев — от доблести, у вайшьев — от богатства, у шудр — от возраста.

Человек является почтенным не потому, что у него седая голова: того, кто изучил Веды, боги считают почтенным, даже ели он юн».

Структура Законов Ману: Глава 1 Учение о происхождении общества, обоснование господствующего положения брахманов и др. Глава 2 Правила жизни человека в период ученичества Глава 3-5 Правила повседневной жизни в свете религиозно-нравственных и других предписаний рекомендации для вступающих в брак, форма бракосочетания. Глава 6 Религиозно-нравственные правила жизни отшельников Глава 7 О божественном происхождении царской власти и правилах должностного управления государством Глава 8 О судопроизводстве, обязательствах, имущественных отношениях и уголовном праве Глава 9 Положения о брачно-семейных отношениях, наследовании имущества и борьбе с воровством Глава 10 О потомстве от браков между представителями разных варн.

Условия приобретения собственности Главы 11-12 О покаянии во искупление совершенных грехов. Описание посмертных воздаяний за дурные дела в земной жизни.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+