Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Налоговое право - За что могут быть пени по ндфл

За что могут быть пени по ндфл

За что могут быть пени по ндфл

Налоговики не могут обнулить пени по своевременно уплаченным налогам – миф или реальность

28 июня 2020В 2020 году у компаний стали появляться пени по налогам, которые заплатили вовремя. Как оказалось, все дело в таком незначительном на первый взгляд поле 107 платежного поручения. В нем отражают код налогового периода, за который платят.Инспекции перешли на новую программу АИС Налог 3, в которой произошел некий сбой. Программа не всегда связывает уплаченные суммы с начислениями.

А если еще бухгалтер сделает ошибку в 107 поле, то у программы вообще пойдут нестыковки и ее «заклинит».

В результате на сумму ошибочных доначислений инспекторы выставляют требования об уплате недоимки и пеней.

Раньше недочеты в поле 107 налоговики могли поправить самостоятельно или по заявлениям на уточнение платежа. В итоге, начисления связывали с нужной уплатой и недоимка пропадала. Собственно, пропадали и пени.

А иногда инспекторы успевали обнаружить ошибку еще до того, как начинали считаться пени.

Сейчас же ситуация обострилась.Мы опросили налоговиков и выяснили, что пени обнулить получается далеко не всегда. Как удалось узнать, в одних инспекциях не получается поправить значение кода периода вообще, другие правят, но из-за неправильной работы программы пеней может оказаться еще больше, чем до правок. Но неужели все так плохо и пени придется заплатить, иначе от них не получится избавиться?Тут ситуация конечно не идеальная, но шансы все поправить есть.

Инспекторы признаются, что зачастую они могут уточнить платеж, просто их новая программа очень привередливая. Так что когда получите требования на уплату пеней, не спешите расстраиваться.

Сначала проверьте поле 107 в своей платежке. Если там ошибка – подайте заявление на уточнение. Еще можно написать письмо с просьбой пересчитать ошибочные пени.Проблему с привязкой платежей скоро решат.

Как мы выяснили, налоговики уже дорабатывают алгоритм. Планируется, что он будет учитывать разные ситуации. К примеру, взносы за май программа зачтет и в случае, когда бухгалтер укажет в платежке «МС.05», и в ситуации, когда он поставит «КВ.02».Самый надежный вариант, как избежать пеней и лишних разбирательств с налоговиками – проверять, правильные ли коды и цифры вы поставили в платежках.

Правила, по которым компании заполняют платежки, не изменились (утв. приказом Минфина от 12.11.2013 № 107н). В поле 107 нужно указать код, который обозначает периодичность уплаты.

Например, если авансы по налогу на прибыль компания перечисляет ежемесячно, нужно указать «МС». То же самое относится к взносам. Это подтвердили в ФНС редакции журнала «Главбух».

«Налоговые» пени – вопросы и ответы

Фото Дениса Педана, Кублог Всем известно, что налоги и взносы во внебюджетные фонды нужно уплачивать вовремя, а если сроки уплаты пропущены, то придется заплатить пени в размере 1/300 ставки ЦБ РФ от суммы задолженности по налогу или взносу. Пени взимаются за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты, по день уплаты недоимки включительно 1.

Примечание. С 1 января 2016 г. ставка рефинансирования равна ключевой ставке, размер которой составляет 11% 2. Казалось бы, все просто, но вопросы о начислении пеней все равно возникают.

На некоторые мы ответим в нашей статье.

В текущем периоде обнаружили занижение выручки в IV квартале 2013 г. Собираемся подавать уточненные декларации по НДС и налогу на прибыль. Доплачивать налоги нам не надо, так как на сегодняшний день и на конец 2013 г. у нас есть и была переплата по этим налогам, которая покроет нашу недоплату. Надо ли в таком случае исчислить и заплатить пени?
Надо ли в таком случае исчислить и заплатить пени?

И если надо, то как их считать, ведь просрочки платежей по налогам не было. Е.К. Степанова, г. Москва Пени начислять и платить не надо. Они взимаются только при наличии недоимки.

Так, если у компании имеется переплата (в лицевой карточке расчетов с бюджетом), которая равна сумме подлежащего уплате налога или перекрывает ее, то фактически задолженность перед бюджетом отсутствует 3.

Налоговики могут произвести зачет переплаты в счет недоимки самостоятельно, без заявления налогоплательщика 4. После проведения зачета никаких потерь бюджет не несет 5. Поэтому пени в таком случае не начисляются.

Кстати, официальных разъяснений чиновников по этому вопросу нет. А суды признают незаконным начисление инспекцией пеней при наличии переплаты 6. У нас была переплата по налогу на прибыль, которую мы хотели зачесть в счет уплаты НДС.

Мы рассчитали НДС за IV квартал 2015 г. и 20 января 2016 г. подали в инспекцию заявление о зачете переплаты. Решение о зачете инспекция приняла только 29 января, то есть позже установленного срока уплаты НДС.

Могут ли налоговики начислить нам пени?

Т.В. Морозова, г. Новосибирск Да, такая вероятность есть. Для проведения зачета имеющейся переплаты в счет предстоящих налоговых платежей требуется заявление от налогоплательщика 7. Ведь налоговики не знают, какую именно сумму переплаты и в счет какого налога вы хотите зачесть.

Инспекции для принятия решения по заявлению дается 10 рабочих дней со дня его получения 8. При этом обязанность по уплате налога считается исполненной со дня принятия решения о зачете 9.

Минфин из этого делает вывод, что если решение о зачете принято после истечения установленного срока для уплаты налога, то такой налог уплачен несвоевременно. И до даты вынесения решения о зачете (если оно принято в указанный 10-дневный срок) придется уплатить пени 10.

А вот судебная практика по вопросу начисления пеней до даты зачета при наличии переплаты противоречива. Последние решения приняты в пользу налоговиков 11.

Кстати, если ИФНС не уложилась в отведенные для принятия решения о зачете 10 дней, то пени все равно будут взысканы, ведь налог не был уплачен вовремя 12. Вопрос здесь только в периоде их начисления.

Вот что по этому поводу нам пояснили в ФНС.Из авторитетных источников Тараканов Сергей Александрович — Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса «Согласно положениям ст. 44 НК РФ в корреспонденции со ст. 78 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается в день принятия решения о зачете излишне уплаченного налога.

Одновременно в соответствии со ст. 75 НК РФ пени подлежат начислению за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога.

В связи в этим, так как НК РФ не установлено иное, пени начисляются до даты принятия решения о зачете, даже если инспекцией нарушен срок, предусмотренный п. 4 ст. 78 НК РФ». Конечно же, такая позиция крайне невыгодна, тем более что за нарушение срока принятия решения о зачете излишне уплаченных сумм проценты в пользу налогоплательщика не начисляются 13. Так что подавать заявление о зачете нужно заблаговременно.

Наша организация сдала уточненную декларацию по НДС, сумма налога к доплате была уплачена до подачи уточненки, но пени мы не рассчитали и не уплатили. Может ли организация быть привлечена к ответственности?В.Е. Павлова, г. Тверь Да, после проведения камеральной проверки уточненной декларации ваша компания может быть оштрафована за неуплату налога в положенный срок 14.

Ведь при подаче уточненки налогоплательщик освобождается от ответственности, в частности, при условии, что до ее представления он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени за период просрочки 15. А если задолженность по пеням не погашена, то и оснований для освобождения от штрафа нет 16. Суды в последнее время считают так же 17.

При этом подача уточненных деклараций и уплата недоимки могут быть учтены в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность 18. То есть размер штрафа по ст. 122 НК РФ может быть уменьшен не менее чем в два раза 19. Примечание. Раньше встречались противоположные решения, в которых судьи указывали, что факт неуплаты пеней до представления уточненной декларации сам по себе не образует состава правонарушения, установленного ст.

122 НК РФ 20. После увольнения в 2015 г. работника обнаружено, что с части выплаченного ему дохода не был удержан НДФЛ.

Могут ли в таком случае с компании как с налогового агента быть взысканы пени?

Если да, то за какой период?А.П. Сергеева, г. Владимир Да, с компании могут взыскать пени 21. На это указывают суды, в том числе ВАС 22. Как известно, если налоговый агент по каким-либо причинам не удержал с выплаченного дохода НДФЛ, он обязан не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода, письменно сообщить бывшему работнику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме налога 23.

Как известно, если налоговый агент по каким-либо причинам не удержал с выплаченного дохода НДФЛ, он обязан не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода, письменно сообщить бывшему работнику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме налога 23. Получив такое сообщение, работник должен сам не позднее 15 июля года, следующего за истекшим годом, исчислить и уплатить налог в бюджет 24. Поэтому пени начисляются налоговому агенту за период с даты, когда он должен был удержать и перечислить налог в бюджет, до 15 июля следующего года 25.

Примечание. А у ФНС свой взгляд на этот вопрос.

Не так давно чиновники высказали мнение, что у налоговых органов вообще нет оснований для взыскания пеней с налогового агента, не удержавшего НДФЛ 26. Хотя немногим ранее они заявляли, что пени на сумму неудержанного НДФЛ налоговому агенту не начисляются, только если он своевременно сообщил в ИФНС о невозможности удержания НДФЛ 27.

Однако напомним, что когда письменные разъяснения ФНС по вопросам применения налогового законодательства не согласуются с актами высших судебных органов, то налоговые органы должны руководствоваться актами высших судов 28. Таким образом, если, несмотря на своевременное уведомление инспекции о невозможности удержать НДФЛ, налоговики все же начислят вам пени, то в суде, скорее всего, поддержки вы не найдете. По результатам выездной налоговой проверки нашей организации отказано в принятии к вычету НДС за I квартал 2015 г.

Вычет был заявлен в квартале оформления счета-фактуры, а товар фактически поступил в следующем квартале. Нам начислили штраф и пени. После вынесения ИФНС решения мы сдали уточненную налоговую декларацию по НДС за II квартал 2015 г., то есть заявили вычет в периоде поступления товара.

Штраф уплачен полностью. Мы полагали, что налоговая инспекция должна пересчитать сумму пеней с учетом уменьшения срока недоимки по уточненной декларации. Но в ИФНС ответили, что суммы пеней по акту не пересматриваются.

Права ли налоговая инспекция?

Н.В. Поричева, г. Воронеж Инспекция права.

К сожалению, в НК РФ нет норм о пересмотре инспекцией решения о привлечении к ответственности за неуплату налога, вынесенного по итогам выездной проверки, в случае последующего представления уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате.

Да и судьи также приходят к выводу, что подача уточненной декларации после завершения выездной проверки не влияет на законность (незаконность) принятого по ней решения, ведь инспекция не могла учесть уточненные данные 29. Кроме того, представление после принятия решения уточненных деклараций за период проверки не опровергает факта совершения правонарушения и не отменяет необходимости исполнения обязанности как по уплате налога, так и по уплате пеней.

———————————

  • п. 4 ст. 78 НК РФ
  • пп. 3, 4 ст. 75 НК РФ; ч. 3, 5, 6 ст. 25 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; ст. 22.1 Закона от 24.07.98 N 125-ФЗ; Разъяснения ФНС от 28.12.2009; пп. 57, 61 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57 (далее — Постановление N 57)
  • Постановления АС СЗО от 18.12.2014 N А56-15646/2014; АС УО от 03.10.2014 N Ф09-6030/14; ФАС ЗСО от 25.06.2013 N А81-1410/2012; ФАС МО от 14.08.2013 N А41-20951/12
  • ст. 122 НК РФ
  • Постановления Президиума ВАС от 26.04.2011 N 11185/10; АС СЗО от 18.12.2014 N А56-15646/2014; ФАС ЗСО от 25.06.2013 N А81-1410/2012
  • п. 5 ст. 24, пп. 1, 7 ст. 75 НК РФ
  • п. 2 Постановления N 57; Постановления Президиума ВАС от 12.01.2010 N 12000/09; ФАС СКО от 17.06.2014 N А32-11484/2012; ФАС ПО от 23.01.2014 N А06-3662/2012
  • п. 3 мотивировочной части Определения КС от 07.12.2010 N 1572-О-О
  • Постановление АС ЗСО от 26.05.2015 N Ф04-18993/2015
  • Указание ЦБ от 11.12.2015 N 3894-У
  • подп. 4 п. 1, п. 4 ст. 228, ст. 216 НК РФ
  • подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ
  • п. 5 ст. 226 НК РФ
  • п. 5 ст. 78 НК РФ
  • статьи 44, 45 НК РФ
  • п. 2 Постановления N 57
  • Постановления ФАС СЗО от 28.03.2014 N А56-49359/2011; 19 ААС от 24.10.2013 N А48-2528/2013; ФАС СЗО от 29.11.2012 N А13-5425/2011
  • Постановления ФАС СЗО от 29.08.2011 N А56-42827/2010; ФАС УО от 24.01.2011 N Ф09-11435/10-С3; ФАС СКО от 09.08.2010 N А53-30147/2009
  • подп. 5 п. 1 ст. 21, ст. 78 НК РФ
  • п. 2 ст. 78 НК РФ
  • Письмо ФНС от 22.08.2014 N СА-4-7/16692
  • Письмо Минфина от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097)
  • подп. 3 п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ
  • Письма Минфина от 25.07.2011 N 03-02-07/1-260, от 02.08.2011 N 03-02-07/1-273
  • Постановления ФАС ЦО от 28.03.2014 N А09-1913/2013; ФАС ДВО от 27.11.2013 N Ф03-5475/2013; 4 ААС от 26.09.2013 N А78-927/2013
  • Письмо ФНС от 04.08.2015 N ЕД-4-2/13600
  • подп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ
  • п. 6 ст. 6.1, п. 4 ст. 78 НК РФ
  • Определение КС от 29.05.2014 N 1069-О

Полный текст читайте в N07, 2016 Источник: журнал : Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Программа ФНС начисляет пени тем, кто платит вовремя

» Содержание статьи Как теперь заполнять платежки? У компаний появляются странные пени.

Инспекторы объясняют, что так работает новая программа, и советуют по-другому заполнять платежки. Соглашаться ли на это и как обнулить долги, узнаете из статьи. Пени появились из-за того, что инспекции переходят на новую программу АИС «Налог-3».

В программе инспекции платежи по налогу должны привязываться к их начислению.

К примеру, ежемесячный платеж по налогу на прибыль нужно перечислить 28 июня.

Для налоговиков это дата начисления платежа.

Если программа по каким-то причинам не сможет привязать платежку компании к начислению, то с 29 июня она автоматически рассчитает пени. Почему так происходит? Налоговики сообщают: платежи не сопоставляются с начислениями, потому что в поле 107 платежки стоит не тот код. В этом поле компании ставят код периода.

К примеру, для ежемесячных авансов по прибыли бухгалтеры указывали код месяца — «МС».

По ежеквартальным платежам ставили «КВ».

Инспекторы выдают разные версии, как заполнять поле 107, чтобы платежи сопоставились с начислениями. Например, в платежке на ежемесячные авансы по прибыли за май вместо «МС» некоторые налоговики рекомендуют ставить «КВ.01». По НДФЛ инспекторы иногда советуют указывать не «МС», а конкретную дату — срок уплаты налога.
По НДФЛ инспекторы иногда советуют указывать не «МС», а конкретную дату — срок уплаты налога.

Правила, по которым компании заполняют платежки, не изменились (утв. приказом Минфина от 12.11.2013 № 107н).

В поле 107 нужно указать код, который обозначает периодичность уплаты. Например, если авансы по налогу на прибыль компания перечисляет ежемесячно, нужно указать «МС».

То же самое относится к взносам.

Это нам подтвердили в ФНС. Другой вариант — попробовать поставить код, который рекомендуют ваши инспекторы. Но вряд ли налоговики могут дать вам гарантию, что в этом случае не появятся недоимки и пени.

Как действовать, если из-за неверного кода возникнет задолженность, читайте дальше. Пени появляются не только по ежемесячным платежам.

Они могут образоваться, например, когда программа должна учесть сразу несколько платежек. К примеру, компания сдала декларацию по упрощенке. Программа должна учесть три авансовых платежа и налог, перечисленный по итогам года.

Здесь также не исключены сбои. Безопаснее проверять, правильные ли коды и цифры вы поставили.

Пока в программе сбои, это не гарантирует стопроцентную защиту от недоимки и пеней. Но неправильный код и даже неверный номер месяца в поле 107 могут привести к дополнительной путанице, и платеж не зачтут как уплаченный. Какой код ставить в ближайших платежах смотри в таблице Платеж Срок уплаты Что указать в поле 107 Платежи в июне Взносы в налоговую за май 17 июня (перенос с 15 июня) МС.05.2019 НДС — 1/3 платежа за I квартал 25 июня КВ.01.2019 Третий ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль во II квартале, если компания платит авансы исходя из прибыли за предыдущий квартал 28 июня МС.06.2019 Аванс по налогу на прибыль за май, если компания платит авансы исходя из фактически полученной прибыли 28 июня МС.05.2019 НДФЛ с зарплаты за май Срок зависит от дня зарплаты МС.05.2019 Платежи в июле НДФЛ с отпусков и больничных за июнь 1 июля (перенос с 30 июня) МС.06.2019 Взносы в налоговую за июнь 15 июля МС.06.2019 НДС — 1/3 платежа за II квартал 25 июля КВ.02.2019 ЕНВД за II квартал 25 июля КВ.02.2019 Аванс по налогу на упрощенке за полугодие 25 июля КВ.02.2019 Первый ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль в III квартале, если компания платит авансы исходя из прибыли за предыдущий квартал 29 июля (перенос с 28 июля) МС.07.2019 Аванс по налогу на прибыль за II квартал, если компания платит авансы исходя из прибыли за предыдущий квартал 29 июля (перенос с 28 июля) КВ.02.2019 Аванс по налогу на прибыль за II квартал, если компания платит авансы поквартально 29 июля (перенос с 28 июля) КВ.02.2019 Аванс по налогу на прибыль за июнь, если компания платит авансы исходя из фактически полученной прибыли 29 июля (перенос с 28 июля) МС.06.2019 Аванс по налогу на имущество за II квартал Срок устанавливают в региональном законе КВ.02.2019 НДФЛ с зарплаты за июнь Срок зависит от дня зарплаты МС.06.2019 НДФЛ с отпускных и больничных за июль 31 июля МС.07.2019 Если вы указали в поле 107 платежки неверный код, сначала посмотрите выписку операций по расчету с бюджетом.

Какой код ставить в ближайших платежах смотри в таблице Платеж Срок уплаты Что указать в поле 107 Платежи в июне Взносы в налоговую за май 17 июня (перенос с 15 июня) МС.05.2019 НДС — 1/3 платежа за I квартал 25 июня КВ.01.2019 Третий ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль во II квартале, если компания платит авансы исходя из прибыли за предыдущий квартал 28 июня МС.06.2019 Аванс по налогу на прибыль за май, если компания платит авансы исходя из фактически полученной прибыли 28 июня МС.05.2019 НДФЛ с зарплаты за май Срок зависит от дня зарплаты МС.05.2019 Платежи в июле НДФЛ с отпусков и больничных за июнь 1 июля (перенос с 30 июня) МС.06.2019 Взносы в налоговую за июнь 15 июля МС.06.2019 НДС — 1/3 платежа за II квартал 25 июля КВ.02.2019 ЕНВД за II квартал 25 июля КВ.02.2019 Аванс по налогу на упрощенке за полугодие 25 июля КВ.02.2019 Первый ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль в III квартале, если компания платит авансы исходя из прибыли за предыдущий квартал 29 июля (перенос с 28 июля) МС.07.2019 Аванс по налогу на прибыль за II квартал, если компания платит авансы исходя из прибыли за предыдущий квартал 29 июля (перенос с 28 июля) КВ.02.2019 Аванс по налогу на прибыль за II квартал, если компания платит авансы поквартально 29 июля (перенос с 28 июля) КВ.02.2019 Аванс по налогу на прибыль за июнь, если компания платит авансы исходя из фактически полученной прибыли 29 июля (перенос с 28 июля) МС.06.2019 Аванс по налогу на имущество за II квартал Срок устанавливают в региональном законе КВ.02.2019 НДФЛ с зарплаты за июнь Срок зависит от дня зарплаты МС.06.2019 НДФЛ с отпускных и больничных за июль 31 июля МС.07.2019 Если вы указали в поле 107 платежки неверный код, сначала посмотрите выписку операций по расчету с бюджетом. Увидите, что появились недоимка и пени, — напишите заявление об уточнении платежа.

Тогда налоговики обнулят пени.

В законе не сказано, в какой срок инспекторы должны принять решение об уточнении платежа.

Минфин считает, что в данном случае действует такой же срок, как при зачете налогов. Поэтому уточнить платеж налоговики должны в течение 10 рабочих дней с даты получения заявления компании или со дня подписания акта сверки, если ее проводили (письмо Минфина от 31.07.2008 № 03-02-07/1-324).

Затем в течение пяти рабочих дней налоговики должны уведомить компанию об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК). Хотите получать новые статьи на почту?Email*Подписаться Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Содержание статьи1 Новый экологический налог1.0.0.0.1 Какие еще неналоговые платежи переедут в Налоговый кодекс Новый экологический Содержание статьи1 Страхование автомобиля: учет и проводки1.1 Бухгалтерский учет и проводки1.2 Налоговый учет ОСАГО1.3 Содержание статьи1 Бухгалтерское обслуживание1.1 Удаленный бухгалтер сделает все за вас!1.2 Почему «ЭТО ПРОСТО»?

Поделиться с друзьями: Содержание статьи1 Новый экологический налог1.0.0.0.1 Какие еще неналоговые платежи переедут в Налоговый кодекс Новый экологический Содержание статьи1 Страхование автомобиля: учет и проводки1.1 Бухгалтерский учет и проводки1.2 Налоговый учет ОСАГО1.3 Содержание статьи1 Бухгалтерское обслуживание1.1 Удаленный бухгалтер сделает все за вас!1.2 Почему «ЭТО ПРОСТО»?

Бухгалтерское Содержание статьи1 Выплаты пособий на детей в Тюмени в 2018 г.2 Региональные детские Содержание статьи1 Предприниматели заплатят больше взносов в 2020 г.1.1 Сколько взносов должны платить ИП Содержание статьи1 Что нужно знать о банкротстве граждан1.1 Плюсы и минусы банкротства1.1.1 Преимущества банкротства1.1.2 Поиск: Хотите получать новые статьи на почту?Email*Подписаться

  1. (2)
  2. (18)
  3. (7)
  4. (2)
  5. (4)
  6. (29)
  7. (11)
  8. (4)
  9. (1)
  10. (2)
  11. (23)
  12. (3)
  13. (13)
  14. (1)
  15. (4)
  16. (9)
  17. (2)
  18. (11)
  19. (6)

Напишите мне сообщение

Вопросы исчисления пеней по НДФЛ

Важное 13 января 2004 г. 21:58 При проверке деятельности налоговых агентов нередко возникают ситуации, когда налоговые органы по тем или иным обстоятельствам начисляют пени по подоходному налогу, налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ). При этом расчет пеней по данным налогам для налоговых агентов имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при их начислении.

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ст. 75 НК РФ). Следует заметить, что пеня не является мерой налоговой ответственности (гл. 16 НК РФ), а наряду с залогом имущества, поручительством, приостановлением операций по счетам в банке является способом обеспечения уплаты налога (п.

1 ст. 72 НК РФ). Рассмотрим вопросы начисления пеней подробнее на конкретных примерах. Пример 1. В ходе выездной налоговой проверки налогового агента были установлены случаи неудержания НДФЛ с выплаченных работникам денежных сумм.

Налоговый агент имел возможность удержать налог с указанных выплат.

Налоговый орган начислил на данные суммы пени. В данном случае налоговый орган руководствовался ст. 75 НК РФ и разъяснениями МНС России, согласно которым пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

То есть должностные лица налогового органа при установлении в ходе проведения выездных налоговых проверок налоговых агентов факта неудержания НДФЛ с выплаченного физическим лицам дохода производят начисление пеней за каждый календарный день просрочки обязанности по исчислению и удержанию налога. Однако судебная практика складывается не в пользу налоговых органов.

Так, например, ФАС Уральского округа в постановлении от 06.03.03 по делу № Ф09-491/03-АК указал следующее: судом установлено и материалами дела подтверждается факт неудержания налоговым агентом НДФЛ за 2001 и 2002 гг.

П. 1 ст. 46 НК РФ предусматривает возможность взыскания с налогового агента суммы неуплаченного налога, которая может быть реализована только в случае фактического удержания налоговым агентом причитающихся к уплате в бюджет сумм налога.

Поскольку в соответствии с п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога с доходов физических лиц за счет средств налоговых агентов не допускается, то в силу п.

1 ст. 8, п. 1 ст. 45 и п. 1 ст. 46 НК РФ отсутствовали правовые основания для взыскания с налогового агента за счет его средств неудержанного и невзысканного с физических лиц указанного налога, а следовательно, отсутствовали и основания для взыскания пени за несвоевременную уплату налога.

Рекомендуем прочесть:  Призаки косвенного налога

Также данный судебный орган в постановлении от 29.04.03 по делу № Ф09-1213/03-АК указал, что согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом (абз.

3 п. 2 ст. 45 НК РФ). До момента удержания налоговым агентом суммы налога обязанность по его уплате лежит на налогоплательщике. Следовательно, в случае неисчисления и неудержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной. При таких обстоятельствах, положения НК РФ, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.

На основании изложенного суд обоснованно признал решение налогового органа незаконным в части доначисления налога и соответствующей суммы пени.

Целесообразно обратить внимание и на вывод ФАС Восточно-Сибирского округа, содержащийся в постановлении от 26.11.02 № А33-1251/02-Сза-Ф02-3346/02-С1: из смысла п.

1 ст. 75 НК РФ следует, что пени начисляются при неисполнении налоговым агентом обязанности по перечислению удержанных сумм налога.

Поскольку организацией – налоговым агентом – налоги не были удержаны, то начисление соответствующих пеней является незаконным. Пример 2. В ходе выездной налоговой проверки налогового агента были установлены случаи неудержания НДФЛ с выплаченных в пользу физических лиц доходов.

Налоговый агент в связи с увольнением работников не имел возможности удержать налог с указанных выплат. Налоговый орган начислил на данные суммы пени. В данном случае действия налогового органа неправомерны.

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.

224 НК РФ. При этом п. 9 ст. 226 НК РФ установлено, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Следовательно, если налоговый агент не исчислил и не удержал у налогоплательщика суммы НДФЛ при невозможности их удержания, то такие суммы не относятся к неперечисленным (не полностью перечисленным) суммам налога, в связи с чем взыскание пени с налогового агента не производится. Аналогичную точку зрения занимает юридический департамент МНС России (письмо от 21.02.02 № 14-1-06/195).

Пример 3. В ходе выездной налоговой проверки были установлены случаи недобора налога с доходов физических лиц, при этом у налогового агента существует переплата налога в бюджет. Налоговый орган, не учитывая сумму переплаты, начислил на суммы недобора налога пени.

В данном случае следует иметь в виду п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.12.96 № 20-П, установивший, что по смыслу ст. 57 Конституции РФ налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом.

Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж – пеню, как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Обязанность по внесению налога в бюджет возложена на налогового агента (п.

1 и п. 6 ст. 226 НК РФ), соответственно, и пени начисляются к задолженности налогового агента (п. 1 ст. 75 НК РФ). Поскольку у налогового агента отсутствует задолженность перед бюджетом, то есть отсутствует факт недополучения налоговых сумм от налогового агента (отсутствуют потери бюджета), начисление пеней произведено неправомерно.

Пример 4. В ходе выездной налоговой проверки налогового агента были установлены факты несвоевременного перечисления удержанных с доходов физических лиц сумм налога.

Налоговым органом на данные суммы были начислены соответствующие пени, однако налоговый агент оспорил правомерность начисления пеней за неуплату налога в течение года, мотивируя это тем, что в течение года вносится не налог, а так называемые авансовые платежи по налогу. В данном случае необходимо исходить из того, что порядок и сроки перечисления налоговым агентом в бюджет налога установлены ст.

226 НК РФ. При этом срок перечисления связывается с моментом получения в банке средств на оплату труда, и фактически выплаченный доход ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться как авансовый платеж (тем более что в гл. 23 НК РФ не определено понятие «авансового платежа», уплачиваемого налоговым агентом), так как он получен исходя из реальных финансовых результатов экономической деятельности.

Учитывая изложенное, доводы налогового агента о неправомерности начисления пеней на суммы авансовых платежей по налогу являются несостоятельными (аналогичный вывод был сделан ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 15.10.01 по делу № А44-1380/01-С15-к в отношении сходного порядка уплаты подоходного налога). Пример 5. В ходе выездной налоговой проверки установлены факты несвоевременного перечисления налога с выплаченной заработной платы, при этом выплата заработной платы производилась не в полном объеме. Налоговый орган произвел расчет пени путем процентного отношения по удельному весу фактически полученной заработной платы к начисленной (данный механизм расчета предусматривался абз.

6 п. 31 Инструкции ГНС России от 29.06.95 № 35). Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Судом было установлено, что налоговый орган производил расчет пени путем процентного отношения по удельному весу фактически полученной заработной платы к начисленной, то есть не по правилам, предусмотренным п.

3 ст. 75 НК РФ, а других расчетов по каждому дню просрочки налогового агента инспекцией представлено не было.

Учитывая изложенное, расчет пеней, начисленных налоговым органом, был признан необоснованным (постановление ФАС Уральского округа от 25.02.03 по делу № Ф09-308/03-АК).

Пример 6. В ходе выездной налоговой проверки установлены факты несвоевременного перечисления НДФЛ в бюджет.

Налоговый орган начислил пени на дату написания справки о проведении проверки. В требовании об уплате налога, направленном налоговому агенту, налоговым органом на основании п. 4 ст. 69 НК РФ указан размер пеней, начисленных на момент направления требования (в большем размере).

Ранее налоговые органы руководствовались следующими разъяснениями МНС России (письмо от 23.11.99 № 08-1-06/835): в соответствии со ст. 89 НК РФ по окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

Начисление пени по результатам выездной налоговой проверки налогового агента на суммы недобора налога и (или) задолженности по перечислению налога за пределами проверенного периода не предусмотрено. Пеня на данные суммы за дни после окончания выездной налоговой проверки налогового агента до фактической уплаты в бюджет указанных сумм начисляется при проведении следующей выездной налоговой проверки. Однако в настоящее время позиция МНС России изменилась и заключается в следующем: при наличии у налогового агента недоимки (задолженности), возникшей в связи с неисполнением им обязанностей, предусмотренных п.

3 ст. 24 Кодекса, и выявленной в результате выездной налоговой проверки, налоговому агенту в срок, установленный ст. 70 НК РФ, направляется требование об уплате налога, в котором должны содержаться сведения о размере пеней, начисленных на момент направления требования.

Следовательно, на момент направления требования налоговому агенту производится дополнительный расчет пени на дату выставления требования на сумму задолженности, выявленной в ходе выездной налоговой проверки.

При этом положения ст. 71 НК РФ на налоговых агентов не распространяются.

В случае, если обязанность налогового агента по уплате налога изменилась после направления требования об уплате налога, то данные изменения будут учитываться только при проведении следующей выездной налоговой проверки этого налогового агента.

По нашему мнению, данная позиция неправомерна. Пени должны начисляться на сумму реальной недоимки по налогу.

В случае начисления пеней за период после проведения проверки у налогового органа отсутствует информация о реальном размере недоимки, образовавшейся после проверки (налоговый агент мог погасить за этот период задолженность; могла образоваться переплата налога или у конкретных физических лиц, по доходам которых выявлен недобор налога, могут быть выявлены факты излишнего удержания налога, перекрывающие сумму недобора в налоговом периоде), то правовых оснований для начисления пеней не имеется. Пример 7. Налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки, проведенной в мае 2001 года, установлено, что по состоянию на 01.01.98 у налогового агента имелась задолженность по налогу (кредитовое по счету ).

Налоговый орган начислил на данную сумму пени. В данном случае действия налогового органа следует признать неправомерными.

ФАС Уральского округа в постановлении от 29.07.02 по делу № Ф09-1541/02-АК указал: поскольку из смысла ст. 78, 87, 113 НК РФ следует, что по итогам налоговой проверки не подлежит взысканию более чем за три года, предшествующих году проверки, то при отсутствии оснований для взыскания недоимки пеня также не может быть взыскана в силу ст. 75 НК РФ. В постановлении от 03.07.03 по делу № Ф09-1851/03-АК этим же судом также подтверждено, что в недоимку по итогам налоговой проверки, проведенной за три года, предшествовавших году проверки, не допускается включение сальдо по налогу на начало периода, подлежащего проверке, и не производится начисление пени.

Пример 8. В ходе выездной налоговой проверки было установлено, что в нарушение абзаца 2 НК РФ налоговым агентом, имеющим обособленные подразделения, исчисленные и удержанные суммы НДФЛ (подоходного налога) не были перечислены по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, перечисление произведено по месту нахождения головной организации – налогового агента. Налоговый орган начислил на данные суммы штраф и пени.

В данном случае следует исходить из того, что у налогового агента (в целом) не имеется недоимки по налогу, поэтому в силу ст.

8, 44, 45, 52 – 55 НК РФ взыскание пени, а равно налога и штрафа при отсутствии недоимки у налогового агента не может иметь места – постановление ФАС Уральского округа от 02.06.03 по делу № Ф09-1557/03-АК. К аналогичному выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлениях от 20.08.02 по делу № Ф04/2934-295/А67-2002 и от 23.07.03 по делу № Ф04/3491-482/А67-2003. ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 13.08.02 по делу № Ф08-2887/2002-1054А также подчеркнул, что при отсутствии в действиях налогового агента состава такого налогового правонарушения, как неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, ответственность за которое установлена ст.123 НК РФ, отсутствует обязанность по уплате недоимки и пени по подоходному налогу, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом в части уплаты подоходного налога.

Таким образом, действия налогового органа в части доначисления пеней в описываемой ситуации нельзя признать правомерными.

В дополнение к вышеизложенному следует обратить внимание на вопрос взыскания пеней с налоговых агентов: пени на сумму удержанного с физического лица налога (подлежащего перечислению в бюджет) взыскиваются с налогового агента в бесспорном порядке (п.

2 и п. 9 НК РФ, п. 11 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.99 № 41/9). При этом согласно п. 7 ст. 47 НК РФвзыскание налога за счет имущества налогового агента — организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу — исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Следовательно, налоговый орган наделен полномочиями по взысканию недоимки и пеней по подоходному налогу путем осуществления процедуры исполнительного производства без обращения в арбитражный суд — постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.05.01 по делу № А29-3417/00А (аналогичный вывод можно сделать и в отношении НДФЛ). Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 № 20-П «По делу о проверке конституционности п.

2 и 3 части первой ст. 11 Закона РФ от 24.06.93 «О федеральных органах налоговой полиции». Постановление Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.99 № 41/9

«О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ»

.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+