Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Субъект коррупционных преступлений

Субъект коррупционных преступлений

Научный журнал Успехи современного естествознания ISSN 1681-7494 «Перечень» ВАК ИФ РИНЦ = 0,823

Саликов Р.А. 250 KB Одним из немаловажных аспектов в понятии коррупции, является определение круга субъектов коррупционных правонарушений. Как правило, к субъектам коррупционных правонарушений законодатель относит служащих государственных органов и органов местного самоуправления [1, прим.1 ст.285]. Исключение составляют такие составы уголовно и административно наказуемых деяний, например, таких как коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ), дача взятки (ст.291 УК РФ), незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст.

19.28 КоАП РФ). Думается, что это далеко не исчерпывающий перечень лиц, которых можно отнести к субъектам коррупционных правонарушений. К категории субъектов коррупционных правонарушений следует отнести и отдельных служащих государственных предприятий, организаций и учреждений, не являющихся должностными лицами, но обладающих в связи с их профессиональным статусом полномочиями по хранению и распоряжению имуществом, а также иные лица, приравненные к лицам, выполняющим государственные или муниципальные функции.

В случае нарушения ими установленного порядка осуществления своих функций и получения при этом каких-либо незаконных благ и преимуществ, подобные нарушения следует относить к числу коррупционных. Граждан и представителей юридических лиц, проявляющих инициативу к получению государственной услуги коррупционным путем, также следует отнести к субъектам коррупционных отношений, внеся соответствующие изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, установив ответственность, как для всех категорий служащих, так и для граждан, в том числе выступающих от имени юридического лица ответственность за сокрытие факта к склонению совершения коррупционных правонарушений.

Граждан и представителей юридических лиц, проявляющих инициативу к получению государственной услуги коррупционным путем, также следует отнести к субъектам коррупционных отношений, внеся соответствующие изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, установив ответственность, как для всех категорий служащих, так и для граждан, в том числе выступающих от имени юридического лица ответственность за сокрытие факта к склонению совершения коррупционных правонарушений. Список литературы 1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред.

от 29.12.2010) // Российская газета.

— 18.06.1996. — №113. Саликов Р.А. СУБЪЕКТЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ // Успехи современного естествознания.

– 2011. – № 8. – С. 246-246; URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27933 (дата обращения: 20.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 ИФ РИНЦ = 0.570 ИФ РИНЦ = 0.431 ИФ РИНЦ = 0.303 ИФ РИНЦ = 0.380 ИФ РИНЦ = 0.600 ИФ РИНЦ = 0.308 ИФ РИНЦ = 1.369 ISBN РИНЦ DOI Журнал издается с 2001 года. В журнале публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера.

Журнал представлен в Научной электронной библиотеке.

Журнал зарегистрирован в Centre International de l’ISSN.

Номерам журналов и публикациям присваивается DOI (Digital object identifier). Служба технической поддержки – Ответственный секретарь журнала Бизенкова М.Н. –

  1. 101000, г. Москва, а/я 47, Академия Естествознания
  2. +7 (499) 705-72-30

Материалы журнала доступны по .

Сайт работает на универсальной издательской платформе © 2005–2021

Статья 9. Субъекты коррупционных правонарушений

1.

Субъектами коррупционных гражданско-правовых деликтов в соответствии с Гражданским кодексом государства и настоящим Законом по решению суда могут быть признаны физические и юридические лица. 2. Субъектами дисциплинарных коррупционных правонарушений в соответствии с настоящим Законом и нормативными правовыми актами органов государственной власти впредь до принятия закона, устанавливающего дисциплинарную ответственность всех категорий служащих и должностных лиц, не являющихся служащими, могут быть признаны государственные и муниципальные служащие и лица, занимающие государственные и муниципальные должности и не являющиеся государственными или муниципальными служащими. 3. Субъектами административных коррупционных правонарушений в соответствии с Кодексом государства об административных правонарушениях, настоящим Законом и нормативными правовыми актами субъектов государства (для федеративных государств), устанавливающими административную ответственность, по решению суда могут быть признаны юридические лица, а также должностные лица.

4. Исполнителями коррупционных преступлений в соответствии с Уголовным кодексом государства, настоящим Законом по решению суда могут быть признаны: должностные лица, так как это определено в Уголовном кодексе государства, в случаях совершения ими любого из соответствующих преступлений с использованием своих полномочий; государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, в случае совершения ими любого из соответствующих преступлений с использованием своих полномочий; лица, выполняющие управленческие функции в государственных и муниципальных предприятиях или некоммерческих организациях (в том числе зарубежных и международных), не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями, в случаях совершения ими любого из соответствующих преступлений с использованием своих полномочий; иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в государстве, обладающие публичным статусом в зарубежных и международных организациях, в случае совершения ими любого из соответствующих преступлений с использованием своих полномочий, если такое преступление, как это определено в Уголовном кодексе государства, направлено против интересов государства, а также в случаях, предусмотренных международным договором государства, и если такие лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к ответственности на территории государства. 5. Иными участниками, в том числе организаторами (руководителями), пособниками или подстрекателями, коррупционных преступлений в соответствии с Уголовным кодексом государства по решению суда могут быть признаны любые граждане государства, иностранные граждане и лица без гражданства. 6. Перечень субъектов коррупционных преступлений, установленный настоящей статьей, является исчерпывающим и подлежит пересмотру в случае внесения изменений или дополнений в Уголовный кодекс государства, затрагивающих сферу применения настоящего Закона.

< статья 8.> Глава >> Содержание Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
20 сентября 2021 Вход Введите адрес электронной почты: Введите пароль: Запомнить Вы можете войти, используя учетную запись одной из социальных сетей:

Субъект коррупционного правонарушения Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 343 СУБЪЕКТ КОРРУПЦИОННОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ SUBJECT OF CORRUPTION А.В.

ФАДЕЕВ, М.Г. ЛИТВИНЦЕВ (A.V. FADEEV, M.G. LITVINCEV) Рассматривается вопрос о субъекте коррупционного правонарушения. Приводятся выдержки из международно-правовых актов, ратифицированных Россией. Анализируется законодательство стран СНГ и РФ, постановления Пленума Верховного суда РФ. Даются авторские предложения по закреплению понятия «субъект коррупционного правонарушения» в действующем законодательстве.

Даются авторские предложения по закреплению понятия «субъект коррупционного правонарушения» в действующем законодательстве.

Ключевые слова: субъект коррупционного правонарушения, международно-правовые конвенции, имплементация международно-правовых норм, должностное лицо, коррупция, публичный статус, судебная практика, зарубежное антикоррупционное законодательство. In this article the question regarding subject of corruption is considered. Extracts form international law acts validated by the Russian Federation are listed.

Legislation of CIS countries and RF, Plenum of Supreme Court of the Russian Federation are analyzed.

In conclusion author’s offers for reinforcement of notion «subject of corruption» in applicable legislation are given. Key words: subject of corruption, international legal conventions, implementation of international legal norms, public individual, corruption, public capacity, precedents, foreign anti-bribery laws. 25 декабря 2008 г. Президентом РФ был подписан федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1].

В нем вводится понятие коррупции, в основе которого лежит

«незаконное использование физическим лицом своего должностного положения»

, также говорится о совершении коррупционных деяний «от имени или в интересах юридического лица», но отсутствует понятие субъекта коррупционного правонарушения -перечня лиц, подпадающих под ответственность за «злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения». Дискуссионным считается вопрос о субъектах преступлений против порядка управления и в коммерческих организациях.

Упоминание в ст. 2 п. «в» понятия «коррупционное правонарушение» позволяет сделать вывод о наличии, помимо уголовной, также административной, гражданской и дисциплинарной ответственности за коррупционные деяния. В ратифицированной РФ «Конвенции ООН против коррупции» [2] в ст. 2 п. «а» понятие «публичное должностное лицо» означает: любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе Государства-участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица; любое другое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее какую-либо публичную услугу, иностранное публичное лицо и должностное лицо публичной международной организации.

«Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию»

[3] понятие «публичное должностное лиц» определяет как «должностное лицо», «публичный служащий», «мэр», «министр» или «судья», существующие © Фадеев А.В., Литвинцев М.Г., 2010 в национальном праве государства, в котором данное лицо отправляет свою должность, как они применяются в уголовном праве этого государства. Конкретизация субъектов коррупционных правонарушений содержится в ст. 9 модельного закона стран СНГ

«Основы законодательства об антикоррупционной политике»

[4]: 1.

Субъектами коррупционных гражданско-правовых деликтов в соответствии с гражданским кодексом государства и настоящим законом по решению суда могут быть признаны физические и юридические лица. 2. Субъектами дисциплинарных коррупционных правонарушений могут быть государственные и муниципальные служащие и лица, занимающие государственные и муниципальные должности и не являющиеся государственными или муниципальными служащими. 3. Субъектами административных коррупционных правонарушений в соответствии с кодексом государства об административных правонарушениях, по решению суда могут быть признаны юридические лица, а также должностные лица.

4. Исполнителями коррупционных преступлений в соответствии с уголовным кодексом государства, настоящим Законом по решению суда могут быть признаны: — должностные лица; — государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц; — лица, выполняющие управленческие функции в государственных и муниципальных предприятиях или некоммерческих организациях (в том числе зарубежных и международных); — иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в государстве, обладающие публичным статусом в зарубежных и международных организациях. 5. Иными участниками, в том числе организаторами (руководителями), пособниками или подстрекателями коррупционных преступлений в соответствии с уголовным кодексом государства по решению суда могут быть признаны любые граждане государства, иностранные граждане и лица без гражданства.

Субъектом коррупционного правонарушения по Трудовому кодексу РФ [5] могут быть признаны работники и работодатели. Например, при приеме на работу бывший государственный или муниципальный служащий обязан сообщить сведения о прежнем месте работы в течении двух лет после увольнения из соответствующих органов, а работодатель — проинформировать государственный орган или муниципалитет о новом работнике.

В противном случае последний может быть уволен по основаниям, предусмотренным ст.

84 и п. 11 ст. 77 Трудового кодекса РФ, а работодатель понесет административную ответственность по ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В Кодексе РФ об административных правонарушениях [6] субъектом коррупционного правонарушения может быть признано должностное лицо, лицо являющимся членом органа управления организации независимо от формы собственности (ст.

5.45. Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума), юридическое лицо (ст.

19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица), а также граждане (ст. 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах).

Могут быть привлечены к административной ответственности за коррупционные правонарушения иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица (ст. 2.6) и др. Определение должностного лица дается в примечании к ст.

2.4. В правоотношениях, регулируемых Гражданским кодексом РФ [7], субъектом коррупционного правонарушения может выступить физическое лицо, должностное лицо или работник коммерческой организации, подаривший и принявший подарок, стоимость которого превысит 3 000 рублей (ст. 575. Запрещение дарения), либо нарушивший порядок предоставления услуг (например, гл.

575. Запрещение дарения), либо нарушивший порядок предоставления услуг (например, гл.

39. Возмездное оказание услуг). В этом случае наступает уголовная ответственность.

Так как перечень коррупционных преступлений в Уголовном кодексе РФ [8] УК РФ является дискуссионным, на наш взгляд, iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . субъектом коррупционного преступления могут быть признаны граждане (ст.

291. Дача взятки), лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации (ст. 204. Коммерческий подкуп), кандидаты на выборах (ст. 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума), частные нотариусы и аудиторы (ст.

202. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами), частным детективом или работником частной охранной организации (ст. 203. Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей), государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц (ст. 285, п. 4), иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации (ст.

285, п. 5), свидетель, потерпевший, эксперт, специалист, переводчик (ст. 309. Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу), адвокаты (ст.

303. Фальсификация доказательств), подозреваемый, обвиняемый (ст. 302. Принуждение к даче показаний), спортсмены, спортивные судьи, тренеры, руководители команд и другие участники или организаторы профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторы или члены жюри зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов).

Должностные лица несут ответственность по ст. 285. Злоупотребление должностными полномочиями и др., отдельно выделена ответственность членов избирательной комиссии (ст. 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума), лиц, занимающих государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также глав органов местного самоуправления (ст.

285, п. 2, 3), судей (ст. 305. Вынесение заведомо неправо- судных приговора, решения или иного судебного акта), следователя или лица, производящего дознание (ст.

302. Принуждение к даче показаний).

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (ст.

285. Примечание). Суды в разные годы сталкивались с трудностями при определении субъекта должностного преступления. Некоторые суды включали в понятие должностного лица отдельные категории технических работников и материально-ответственных. Так, в советское время субъектами должностного преступления признавались преподаватель, временно зачисленный в учебное заведение для приема вступительных экзаменов, главный врач больницы, за деньги помещавший в больницу и ускорявший оказание медицинской помощи, лесник, давший разрешение на порубку леса, лица, выполняющие свои обязанности на общественных началах, общественные контролеры, внештатные сотрудники милиции, нештатные корреспонденты редакции журналов, кладовщики.

В постановлении Пленума Верховного суда СССР от 30 марта 1990 г.

№ 4 [9] сказано, кого следует относить к представителям власти: это работники государственных органов и учреждений, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности (народные депутаты, председатели, их заместители и члены исполнительных комитетов Советов народных депутатов, судьи, прокуроры, следователи, арбитры, работники милиции, государственные инспекторы и контролеры, лесничие и др.).

Кроме того субъектом должностного преступления могут быть ли- ца, которые выполняют указанные обязанности в порядке осуществления возложенных на них правомочными на то органами или должностными лицами специальных полномочий.

Не являются субъектом должностного преступления те работники государственных, кооперативных и общественных организаций, предприятий, учреждений, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2000 г.

№ 6 [10] добавляет к субъектам преступления, предусмотренного ст.

290 УК РФ, и такое лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе.

Также сказано, что поверенные, представляющие интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности, подлежат ответственности по ст. 290 УК РФ. В последнем постановлении Пленума Верховного суда РФ от 16 октября 2009 г.
290 УК РФ. В последнем постановлении Пленума Верховного суда РФ от 16 октября 2009 г.

[11] ещё раз уточнены понятия должностного лица, лица исполняющего функции представителя власти, какие функции являются организационно-распорядительными и административно-хозяйственными, функции должностного лица по специальному полномочию. Отграничены преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена ст.

201 УК РФ. Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией. Любопытно будет узнать, как имплементируется модельный закон стран СНГ у наших ближайших соседей. Республика Беларусь приняла 20 июля 2006 г.

новый закон «О борьбе с коррупцией» [12]. Согласно ст. 1 данного Закона субъектами коррупционных правонарушений являются: — государственные должностные лица: Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, и лица, занимающие должности в государственных организациях; — лица, приравненные к государственным должностным лицам: члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе; — граждане, зарегистрированные в установленном порядке кандидатами в Президенты Республики Беларусь, в депутаты всех уровней; — должностные лица негосударственных организаций; — лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, независимо от того, в государственной или частной организации они работают; — представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия; — государственные служащие, связанные с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения; — иностранные должностные лица: должностные лица, члены публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов; — лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц: это любое лицо независимо от его должности, профессии, работы. В ст. 3 Закона вводится понятие

«Субъекты правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений»

.

Субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции, являются государственные должностные лица и лица, приравненные к государственным должностным лицам.

Субъектами коррупционных правонарушений являются государственные должностные лица; лица, приравненные к государственным должностным лицам; иностранные должностные лица; лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.

1 января 2010 г. вступят в силу Законы Украины

«Об основах предотвращения и противодействия коррупции»

[13] и «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» [14]. В соответствии с данными законами расширен и конкретизирован круг субъектов, подлежащих ответственности за совершение коррупционных правонарушений: — лица, уполномоченные на выполнение функции государства или органов местного самоуправления; — лица, которые для цели данного Закона приравниваются к лицам, уполномоченным на выполнение функции государства или органов местного самоуправления: а) должностные лица юридических лиц публичного права, которые получают заработную плату за счет государственного или местного бюджета; б) члены окружной, территориальной и участковой избирательной комиссии; в) руководители общественной организации, которые частично финансируются из государственного или местного бюджета; г) помощники-консультанты народных депутатов Украины и других выборных лиц, которые не являются государственными служащими, должностными лицами местного самоуправления, но получают заработную плату за счет государственного или местного бюджета; д) лица, которые не являются государственными служащими, должностными лицами местного самоуправления, но предоставляют публичную услугу (аудиторы, нотариусы, эксперты, оценщики, арбитражные управляющие, независимые посредники или члены трудового арбитража, во время рассмотрения коллективных трудовых споров третейский судья, а также в установленных законом случаях другие лица); iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . е) должностные лица иностранных государств и международных организаций; — лица, которые постоянно или времен- но занимают должность, связанную с выполнением организационно-предписывающих или административно-хозяйственных обязанностей, или лица, специально уполномоченные на выполнение такой обязанности в юридических лицах, а также физические лица-предприниматели; — юридические лица — в определенных законом случаях. В зарубежных странах антикоррупционное законодательство является основным средством предупреждения и противодействия коррупции. Российская нормативно-правовая база только начинает формироваться.

Ратификация РФ международно-правовых конвенций предполагает имплементацию указанных в них положений, среди которых понятие субъекта коррупционного правонарушения занимает одно из ключевых мест.

Исходя из этого, предлагаем внести в ФЗ «О противодействии коррупции» статью «Субъект коррупционного правонарушения».

Субъект коррупционного правонарушения — физическое лицо, в силу своего публичного статуса подлежащее уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения. Субъектом коррупционного преступления в соответствии с Уголовным кодексом РФ могут быть признаны: — должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (п.

1 примечания к ст. 285 УК РФ); — государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц; — поверенные, представляющие интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности; — лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией; — кандидаты на выборные должности; — частные нотариусы и аудиторы; — адвокаты; — частные детективы или работники частной охранной организации; — свидетели, потерпевшие, эксперты, специалисты, переводчики; — спортсмены, спортивные судьи, тренеры, руководители команд и другие участники или организаторы профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторы или члены жюри зрелищных коммерческих конкурсов; — иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации; — граждане, иностранные граждане, а также лица без гражданства.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях: — должностные лица (ст. 2.4); — лица, являющиеся членами органа управления организации независимо от формы собственности; — юридические лица и иностранные юридические лица; — граждане, иностранные граждане, а также лица без гражданства.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ: физическое лицо, должностное лицо или работник коммерческой организации. В соответствии с Трудовым кодексом РФ: работник и работодатель.

1. Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ // Российская газета.

— 2008. — № 266. — 30 дек. 2.

Конвенции ООН против коррупции. СЗ РФ. -2006. — № 26. — Ст. 2780.

iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 3. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. СЗ РФ. — 2006. — № 31 (ч. 1).

-Ст. 3424. 4. Модельный закон

«Основы законодательства об антикоррупционной политике»

принят в г. Санкт-Петербурге 15.11.2003 г. постановлением 22-15 на 22-ом пленарном заседании межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ.

5. Трудовой кодекс РФ. СЗ РФ. — 2002. — № 1. 6. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

СЗ РФ. — 2002. — № 1. 7. Гражданский кодекс РФ.

СЗ РФ. — 1994. -№ 32; СЗ РФ. — 1996. — № 5. 8. Уголовный кодекс РФ.

СЗ РФ. — 1996. -№ 25. 9. О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности, должностном подлоге: Постановление Пленума Верховного суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 // Бюллетень Верховного суда СССР. — 1990. — № 3. 10. О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2000 г.

№ 6 // Бюллетень Верховного суда РФ. — 2000. — № 4. 11. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 // Бюллетень Верховного суда РФ.

— 2009. — № 10. 12. Закон Республики Беларусь № 165-3 от 20 июля 2006 г. «О борьбе с коррупцией» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

— 2006. — № 122; 2/1262. 13. Закон Украины

«Об основах предотвращения и противодействия коррупции»

№ 1506-У1 от 11.06.2009 г.

// Голос Украины. — 2009. -№ 32.

— 18 июля. 14. Закон Украины

«Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений»

№ 1507-У1 от 11.06.2009 г. // Голос Украины. — 2009. — № 32. — 18 июля.

Субъективные признаки составов коррупционных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОСТАВОВ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ © Бугаевская Н.В.* Академия ФСИН России, г.

Рязань В статье рассматриваются ключевые субъективные признаки составов коррупционных преступлений: субъект и субъективная сторона. Подчеркивается, что имеются проблемы расхождения легального, док-тринального толкования данных признаков и их понимания правоприменительной практикой и уголовной статистикой.

Ключевые слова: должностное лицо; лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации; коррупционное преступление; прямой умысел; корыстный мотив; корыстная цель.

Субъективные признаки состава коррупционного преступления — наличие надлежащего (то есть соответствующего понятию коррупции) субъекта и субъективной стороны — являются, по сути, определяющими факторами для привлечения лица к уголовной ответственности именно за коррупционное преступление.

Понятие коррупции определено в Федеральном законе РФ от 25.12.

2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [2, ст. 1]. Анализ признаков коррупции позволяет относить к субъектам коррупционных преступлений должностных лиц, а также лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, что подтверждает возможность привлечения лица к ответственности не только за совершение преступления в сфере государственных интересов, но и в частном секторе [5, с.

267]. Данные лица являются субъектами таких преступлений как получение взятки (ст. 290 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст.

286 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.

289 УК РФ), служебный подлог (ст.

292 УК РФ), коммерческий подкуп (ч. 3-4 ст. 204 УК РФ), злоупотребление полномочиями (ст.

201 УК РФ). При этом для составов преступления дача взятки (ст.

291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) и коммерческий подкуп (ч.

1-2 ст. 204 УК РФ) характерно то, что субъектом могут являться любые физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. Таким образом, признак «наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к ст.

285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного само- * Докторант, кандидат юридических наук, доцент. управления государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к ст. 201 УК РФ», указанный в Перечне № 23 преступлений коррупционной направленности Указания Генеральной прокуратуры РФ № 52-11 и Министерства внутренних дел РФ № 2 от 15.12.

2012

«О введение в действие Перечней статей Уголовного кодекса РФ, используемых при формировании статистической отчетности»

[4], уже не может являться универсальным. Также относительно данного признака коррупционных преступлений возникает вопрос: почему лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, будут субъектами коррупционных преступлений только в том случае, если действуют в интересах юридического лица?

Даже учитывая имевшее место быть, до внесения изменений в уголовный закон [3, ст. 3], примечание 2 к ст. 201 УК РФ уголовное преследование в отношении лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих организациях (за исключением государственных или муниципальных предприятий), осуществлялось по заявлению этих организаций, если вред был причинен именно им и только им.

Но здесь речь шла о причинении ущерба, а не об извлечении выгоды в чьих-то интересах.

К тому же составы преступлений злоупотребление полномочиями (ст.

201), коммерческий подкуп (ч. 3-4 ст. 204 УК РФ) явно излагают цель поведения лица — извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц (отнюдь не в пользу юридических лиц) либо нанесение вреда другим лицам. Наблюдается явное противоречие: конструкции составов преступлений (ст.

201, 204 УК РФ) не предусматривают возможности совершения преступлений в том варианте, который указан в Перечне №23 Указания Генеральной прокуратуры РФ № 52-11 и Министерства внутренних дел РФ № 2 от 15.12. 2012. Причем дальнейшее указание в том же Перечне № 23 на корыстный мотив как обязательное условие отнесения деяния к преступлениям коррупционной направленности подтверждает невозможность совершения лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, преступления от имени или в интересах юридического лица. На сегодняшний момент примечания 2 и 3 к ст.

201 УК РФ утратили силу, теперь они не имеют привилегированного положения при их привлечении к ответственности [3, ст.

3]. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что в числе субъектов коррупционных преступлений не указываются ни в Федеральном законе РФ от 25.12.

2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ни в перечнях для формирования статистической отчетности такие субъекты как государственные и муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами. Их деяния также могут быть в числе коррупционных.

Например, это такие преступления как служебный подлог (ст. 292 УК РФ), незаконная выдача паспорта гражданину РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ (ч.

1 ст. 292.1 УК РФ), которые также совершаются путем злоупотребления ли- Уголовное и уголовно-исполнительное право 201 цом своими правами и обязанностями по службе, с корыстными устремлениями, причиняют вред интересам службы.

Здесь видится явное противоречие не только определению коррупции, но и конвенционным стандартам, которые требуют признавать любых публичных служащих субъектами коррупции (причем без разделения на должностных лиц и государственных и муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами) [1, с.

9; 12]. Такой признак коррупционных преступлений как

«связь деяния со служебным положением субъекта, с отступлением от его прямых прав и обязанностей»

, указанный в Перечне № 23 Указания Генеральной прокуратуры РФ № 52-11 и Министерства внутренних дел РФ № 2 от 15.12.2012, также указывает на способ совершения преступления, который невозможен без учета надлежащего субъекта.

Безусловно, что любое коррупционное преступление совершается с прямым умыслом, то есть лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления. В этой связи, например, такой состав из числа должностных преступлений как халатность (ст.

293 УК РФ) не вписывается в формулируемые признаки, хотя также деяние связано со службой и совершается должностным лицом.

Относительно мотивации лица Федеральный закон РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» при указании признаков коррупции явно указывает на «получение выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц», но только не как на мотив, а как цель совершения данного преступления. Таким образом, снова наблюдаем расхождение в определении признаков коррупции уже законодательном подходе и уголовно-правовом. В УК РФ составы коррупционных преступлений, такие как злоупотребление должностными полномочиями (ст.

285 УК РФ), злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ) в своей внутренней структуре имеют указание на корыстный мотив как признак преступления. В статьях 285.1, 285.2, 286 УК РФ и др., которые закрепляют специальные нормы по отношению к общей -злоупотребление должностными полномочиями (ст.

285 УК РФ), вообще не указан ни мотив, ни цель совершения преступления.

Согласимся, что в последнем случае можно предположить: так как в общей норме есть указание на мотив — корыстные побуждения, то он может иметь распространение и на специальные, частные случаи данных преступлений, однако будет являться факультативным признаком состава, не входящим в предмет доказывания. С другой стороны, для составов преступлений, закрепленных в статьях 291, 291.1, ч. 1-2 ст. 204 УК РФ, ни корыстный мотив, ни цель не согласуются с внутренней сутью данных преступлений, что и подчеркивается в Федеральном законе РФ от 25.12.

2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В нем указано, что целью таковых деяний является «незаконное предоставление .

выгоды указанному лицу другими физическими лицами».

В целом, необходимо отметить, что терминология и конструирование признаков коррупционных преступлений требует унификации и единообразного применения и понимания, так как от подчас неграмотного толкования закона страдает не только уголовная статистика, фиксирующая уровень коррупционной преступности в стране, но и правоприменительная практика, которая оценивает деяния лица как коррупционера при привлечении к ответственности, назначении наказания и осуществлении других уголовно-процессуальных мер. Список литературы: 1. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS № 173) от 27 января 1999 г.

// Совет Европы и Россия. — 2002.

-№ 2. — С. 23-49; Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, принята Генеральной Ассамблеей ООН 15 ноября 2000 г.

— Режим доступа: http://conventions.coe.int (дата обращении: 22.01.2014).

2. Федеральный закон РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. — 2008. — 30 декабря. 3. Федеральный закон РФ от 02.11.2013 № 302-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

// Российская газета. — 2013. — 6 ноября. — № 249. 4.

Указание Генеральной прокуратуры РФ № 52-11 и Министерства внутренних дел РФ № 2 от 15.12.2012

«О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса РФ, используемых при формировании статистической отчетности»

[Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consul-tant.ru (дата обращения: 22.01.2014). 5. См., например: Лунеев В.В.

Преступность XX века. — М., 1999. МОШЕННИЧЕСТВО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ © Быкадорова Н.В.* Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета, г.

Набережные Челны В рамках настоящей статьи автором предпринята попытка комплексного криминологического исследования преступлений, совершенных с использованием платежных карт.

Раскрываются вопросы актуальности ст.

159.3 УК РФ в современном обществе, дается описание и анализ со- * Студент.

Научный руководитель: Камалиева Л.А., старший преподаватель кафедры Уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, кандидат юридических наук.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+