Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Репатриация резидентами иностранной валюты и рф

Репатриация резидентами иностранной валюты и рф

Статья 19 173-ФЗ — Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации

1. При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить: 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; 3) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа. 1.1. В целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).

При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию: 1) о сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов); 2) о сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей и сроках возврата указанных авансовых платежей в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов); 3) о сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату предоставленных им резидентами займов в соответствии с условиями договоров займа.

1.2. Порядок представления резидентами уполномоченным банкам информации, указанной в части 1.1 настоящей статьи, и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации. 2. Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в следующих случаях: 1) при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счета юридических лиц — резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации — в целях исполнения обязательств юридических лиц — резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет; 2) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, — на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках; 3) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению — на период проведения этих мероприятий; 4) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации — резиденты; 5) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами; 6) при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счета транспортных организаций — резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации — в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций; 7) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами, осуществляющими экспорт газа природного в газообразном состоянии, и нерезидентами договоров, предусматривающих куплю-продажу газа природного в газообразном состоянии, и договоров, предусматривающих обязательства нерезидентов перед указанными резидентами в связи с транзитом газа природного в газообразном состоянии через территории иностранных государств; 8) при предоставлении резидентом нерезиденту иностранной валюты или валюты Российской Федерации по договору займа, связанному с финансированием геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых, перечень которых указан в статье 337 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если указанный договор займа содержит условия о том, что возврат предоставленных денежных средств зависит от факта и объема добычи полезных ископаемых и (или) размера выручки от их реализации и при наступлении указанных в договоре займа условий происходит невозврат денежных средств; 9) при проведении зачета встречных однородных требований по договорам займа, заключенным между резидентом и нерезидентом, при условии, что встречное требование нерезидента возникло в результате предоставления резиденту займа посредством зачисления денежных средств на счет резидента, открытый в уполномоченном банке; 10) при предоставлении резидентом нерезиденту иностранной валюты или валюты Российской Федерации по договору займа, связанному с финансированием инвестиционной и (или) инновационной деятельности, в случае, если при наступлении указанных в договоре займа условий происходит невозврат денежных средств в сумме вклада резидента в уставный капитал, ценные бумаги или приобретение долговых обязательств того же нерезидента, либо в случае, если происходит невозврат денежных средств по причине несостоятельности (банкротства) нерезидента, при этом резидент должен отвечать одному из следующих условий: а) являться юридическим лицом, включенным в соответствии с подпунктом «д» пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; б) являться хозяйственным обществом, не менее пятидесяти процентов акций (долей в уставном капитале) которого находится в собственности указанных в подпункте «а» настоящего пункта юридических лиц, или хозяйственным обществом, в котором указанные в подпункте «а» настоящего пункта юридические лица имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться не менее чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества; в) являться управляющим товарищем инвестиционного товарищества, в котором доля указанных в подпункте «а» настоящего пункта юридических лиц в праве собственности на общее имущество товарищей составляет не менее пятидесяти процентов; г) являться управляющей компанией инвестиционного фонда, не менее пятидесяти процентов акций (инвестиционных паев) которого принадлежит указанным в подпункте «а» настоящего пункта юридическим лицам; 11) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров об оказании услуг международной электросвязи, включая услуги международного роуминга, между нерезидентом и резидентом, являющимися операторами международной электросвязи, в том числе если расчеты между ними осуществляются с участием специализированных расчетных организаций, зарегистрированных на территориях государств — членов Международного союза электросвязи; 12) при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, российскими государственными образовательными организациями высшего образования и их филиалами, находящимися за пределами территории Российской Федерации, по договорам об образовании с физическими лицами — нерезидентами, предусматривающим оказание образовательных услуг за пределами территории Российской Федерации. 3. Иностранная валюта, зачисленная в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи на счета резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации, должна быть использована в целях исполнения резидентами своих обязательств, предусмотренных соответственно пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи, либо переведена на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках.

4. Резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 настоящей статьи, в случае, если он обеспечил получение страховой выплаты в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по заключенному с таким нерезидентом внешнеторговому договору (контракту), договору займа на свои банковские счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на банковские счета, открытые в уполномоченных банках резидента, являющегося выгодоприобретателем по такому договору страхования, в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ

«Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его.

4.1. Резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 настоящей статьи, в случае, если он обеспечил получение на свои банковские счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на банковские счета, открытые в уполномоченных банках резидента, являющегося выгодоприобретателем, иностранной валюты или валюты Российской Федерации по сделке, обеспечивающей исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому договору (контракту) и предусмотренной установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ

«Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

порядком осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что полученная денежная сумма равна установленному таким порядком значению или превышает его, в порядке и сроки, которые предусмотрены соответствующей сделкой. 4.2. Резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 настоящей статьи, в случае, если в отношении резидента иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза введены меры ограничительного характера и такой резидент включен в перечень резидентов, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, согласованный с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере валютной деятельности, и Центральным банком Российской Федерации и размещенный на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Включение резидента в указанный в абзаце первом настоящей части перечень осуществляется на основании его письменного заявления, представленного в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и содержащего указание на нормативный правовой акт соответственно иностранного государства, государственного объединения и (или) союза и (или) государственного (межгосударственного) учреждения иностранного государства или государственного объединения и (или) союза о введении в отношении такого резидента мер ограничительного характера.

4.3. Резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 2 части 1 настоящей статьи, в случае, если он обеспечил получение на свои банковские счета, открытые в уполномоченных банках, денежных средств от уполномоченного банка в качестве выплаты по банковской гарантии, выданной нерезиденту в пользу резидента в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в сумме и сроки, которые предусмотрены внешнеторговым договором (контрактом).

4.3. Резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 2 части 1 настоящей статьи, в случае, если он обеспечил получение на свои банковские счета, открытые в уполномоченных банках, денежных средств от уполномоченного банка в качестве выплаты по банковской гарантии, выданной нерезиденту в пользу резидента в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

или Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в сумме и сроки, которые предусмотрены внешнеторговым договором (контрактом). 5. В случае, если резидентом, являющимся в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги, передающим ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, было уступлено финансовому агенту (фактору) — резиденту денежное требование иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся резиденту в рамках соответствующего внешнеторгового договора (контракта) за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги, переданные ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 настоящей статьи, при условии, что он обеспечил в сроки, предусмотренные соответствующим внешнеторговым договором (контрактом), получение от нерезидента причитающейся по такому внешнеторговому договору (контракту) иностранной валюты или валюты Российской Федерации на банковский счет финансового агента (фактора) — резидента в уполномоченном банке, если финансовый агент (фактор) — резидент не является уполномоченным банком, либо на корреспондентский счет соответствующего уполномоченного банка, если финансовый агент (фактор) — резидент является уполномоченным банком. Не позднее пяти рабочих дней со дня поступления финансовому агенту (фактору) — резиденту денежных средств в счет исполнения нерезидентом обязательств, предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом), или со дня последующей уступки денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту), но не позднее истечения срока исполнения нерезидентом обязательств, предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом), финансовый агент (фактор) — резидент, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), вытекающее из указанного внешнеторгового договора (контракта), обязан письменно уведомить резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги, передающим ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением копий документов, указанных в пунктах 15 — 17 части 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, если указанные документы не были переданы резиденту ранее.

Статья 19. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации

Редакция Действующая 02.12.2019 27.10.2019 02.08.2019 26.07.2019 09.12.2018 10.08.2018 30.07.2018 14.05.2018 14.04.2018 28.12.2015 16.11.2014 05.06.2012 07.12.2011 22.07.2011 31.12.2006 31.07.2005 17.06.2004

  1. проверено сегодня
  2. закон от 26.03.2013
  3. вступила в силу 17.06.2004

Внимание! Это архивная редакция статьи.

Перейти к Части статьи: Сравнить с редакцией статьи от 01.01.2020 02.12.2019 27.10.2019 02.08.2019 26.07.2019 09.12.2018 10.08.2018 30.07.2018 14.05.2018 14.04.2018 28.12.2015 16.11.2014 07.12.2011 22.07.2011 31.12.2006 31.07.2005 17.06.2004 . При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

  1. 1) получение от нерезидентов на свои банковские счёта в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  2. 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

.

При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:

  1. 1) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счёта в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
  2. 2) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счёт осуществленных резидентами авансовых платежей.

. Порядок представления резидентами уполномоченным банкам информации, указанной в части 1.1 настоящей статьи, и последующего её отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

. Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счёта в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в следующих случаях:

  1. 3) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению — на период проведения этих мероприятий;
  2. 6) при зачислении валютной выручки на счёта транспортных организаций — резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации — в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.
  3. 5) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;
  4. 1) при зачислении валютной выручки на счёта юридических лиц — резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации — в целях исполнения обязательств юридических лиц — резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
  5. 4) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации — резиденты;
  6. 2) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, — на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счёта резидентов, открытые в уполномоченных банках;

. Иностранная валюта, зачисленная в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи на счёта резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации, должна быть использована в целях исполнения резидентами своих обязательств, предусмотренных соответственно пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи, либо переведена на счёта резидентов, открытые в уполномоченных банках. . Резидент признаётся исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 настоящей статьи, в случае, если он обеспечил получение на свои банковские счёта страховой выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту) в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О банке развития» порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его.

Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации

Одной из составляющих валютной политики Российской Федерации является обеспечение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ.

Репатриация (от лат. patria – отечество, страна; repatriare – возвращать в страну) означает получение резидентом денежного эквивалента в качестве встречного предоставления по исполненному внешнеторговому контракту либо возврат ранее переведенных денежных средств по неисполненному внешнеторговому контракту.

Тем самым государство препятствует оттоку капитала за рубеж. В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, за исключением случаев, установленных в ч.

2 этой статьи, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

  1. 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права па них.
  2. 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

Согласно ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ в следующих случаях:

  1. 5) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;
  2. 4) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории РФ резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории РФ услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями – резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории РФ услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями – резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации – резиденты;
  3. 1) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц – резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ – в целях исполнения обязательств юридических лиц – резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
  4. 6) при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций – резидентов в банках за пределами территории РФ – в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории РФ расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории РФ воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории РФ филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.
  5. 3) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории РФ, для покрытия расходов по их проведению – на период проведения этих мероприятий;
  6. 2) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, – на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;

Обязанность резидента по репатриации считается исполненной в момент зачисления денежных средств на его банковский счет в уполномоченном банке.

За необеспечение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ установлена административная (ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП) и уголовная (ст. 193 УК) ответственность. Очень важным моментом здесь является доказывание и учет вины юридического лица в необеспечении требования о репатриации. Как отмечено в Определении КС РФ от 02.04.2009 № 486-0-0, п.

Как отмечено в Определении КС РФ от 02.04.2009 № 486-0-0, п.

1 ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании и ч. 4 ст. 15.25 КоАП во взаимосвязи со ст. 1.5 и ч. 2 ст. 2.1 КоАП не предусматривают административную ответственность за нарушение правил валютного регулирования при отсутствии вины юридического лица – она применяется лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда не были приняты все зависящие от юридического лица меры по их соблюдению.

Применительно к таможенным правоотношениям КС РФ указал, что при исполнении субъектом этих правоотношений своих публично-правовых обязанностей на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении последним принятых обязательств любыми законными способами; при этом он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных в том числе с действиями (бездействием) контрагентов, что не исключает в дальнейшем возможность восстановления имущественных прав привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений путем предъявления иска к контрагенту, действия (бездействие) которого повлекли наложение взыскания. Данная правовая позиция распространяется и на отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля, поскольку публично-правовые отношения, связанные с репатриацией иностранной валюты на территорию РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности, аналогичны публичноправовым таможенным отношениям, возникающим в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Президиум ВАС РФ сформулировал позицию, согласно которой получение резидентом валютной выручки с превышением срока, предусмотренного контрактом, по причине несвоевременной оплаты нерезидентом, при отсутствии фактов противоправного поведения резидента, препятствующего получению указанной выручки на свои банковские счета в уполномоченных банках, не образует объективной стороны состава правонарушения, установленного ч.

Президиум ВАС РФ сформулировал позицию, согласно которой получение резидентом валютной выручки с превышением срока, предусмотренного контрактом, по причине несвоевременной оплаты нерезидентом, при отсутствии фактов противоправного поведения резидента, препятствующего получению указанной выручки на свои банковские счета в уполномоченных банках, не образует объективной стороны состава правонарушения, установленного ч. 4 ст. 15.25 КоАП (постановление Президиума ВАС РФ от 28.04.2009 № 15714/08).

В каждом конкретном случае судами оценивается факт поступления/непоступления основной части выручки в установленные контрактом сроки и связанное с этим поведение резидента (наличие в контракте штрафных санкций за нарушение сроков оплаты поставленного товара, ведение досудебной претензионной переписки, предъявление иска в суд о взыскании суммы недополученной валютной выручки и проч.) (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 № 15970/09). Аналогичный подход используется при оценке степени выполнения резидентом обязанности по возврату денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары, в том числе принятия резидентом всех зависящих от него мер для получения этих средств (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 № 5227/09).

  1. Из такой формулировки следует, что срок получения либо возврата денежных средств является существенным условием внешнеторгового договора (контракта).
  2. Определение КС РФ от 02.04.2009 № 486-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества “Орлэкс” на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” и частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
  3. См. Постановление КС РФ от 27.04.2001 № 7-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда города Санкт- Петербурга и Ленинградской области, жалобами открытых акционерных обществ “АвтоВАЗ” и “Комбинат «Североникель»”, обществ с ограниченной ответственностью “Верность”, “Вита-Плюс” и “Невско-Балтийская транспортная компания”, товарищества с ограниченной ответственностью “Совместное российско-южноафриканское предприятие «Эконт»” и гражданина А. Д. Чулкова».

Репатриация валютной выручки

28 маяВ текущих обстоятельствах надлежащее исполнение сделок между иностранными контрагентами существенно затруднено.

Это объясняется тем, что участники внешнеэкономической деятельности вынуждены подстраиваться не только под вновь появляющиеся внутригосударственные ограничения и запреты, но также и брать в расчет меры, принимаемые в иных юрисдикциях, так или иначе связанных с исполнением контракта.Возникающие нормативные трудности зачастую просто не позволяют исполнить контракт «как планировали», что неизбежно влечет нарушение не только договорных обязательств, но также и требований валютного законодательства.

Напомним, что валютные резиденты РФ (далее по тексту – резиденты) обязаны соблюдать правила по репатриации иностранной и российской валюты в рамках осуществления внешнеторговой деятельности, а также предоставления займов нерезидентам, в частности:- по экспортным контрактам резиденты обязаны обеспечить получение от нерезидентов оплаты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности;- в случае неисполнения контрагентом импортного договора, предусматривающего перечисление аванса, резиденты обязаны обеспечить возврат уплаченных денежных средств за невыполненные обязательства, включая неввезенные в Россию товары, невыполненные работы, неоказанные услуги и т.д.;- при предоставлении займа нерезиденту на резиденте также лежит обязанность по обеспечению возврата суммы основного долга и начисленных процентов в соответствии с условиями такого договора.Сроки, в течение которых должны быть выполнены вышеуказанные обязательства, определяются резидентами самостоятельно на основании условий договора по соответствующей внешнеэкономической сделке.

Напомним, что валютные резиденты РФ (далее по тексту – резиденты) обязаны соблюдать правила по репатриации иностранной и российской валюты в рамках осуществления внешнеторговой деятельности, а также предоставления займов нерезидентам, в частности:- по экспортным контрактам резиденты обязаны обеспечить получение от нерезидентов оплаты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности;- в случае неисполнения контрагентом импортного договора, предусматривающего перечисление аванса, резиденты обязаны обеспечить возврат уплаченных денежных средств за невыполненные обязательства, включая неввезенные в Россию товары, невыполненные работы, неоказанные услуги и т.д.;- при предоставлении займа нерезиденту на резиденте также лежит обязанность по обеспечению возврата суммы основного долга и начисленных процентов в соответствии с условиями такого договора.Сроки, в течение которых должны быть выполнены вышеуказанные обязательства, определяются резидентами самостоятельно на основании условий договора по соответствующей внешнеэкономической сделке.

В свою очередь нарушение таких сроков влечет наступление административной ответственности как для компаний, так и для должностных лиц в виде штрафов и предупреждений.Однако в текущей ситуации участники внешнеэкономической деятельности всё чаще вынужденно нарушают условия контрактов и, как следствие, требования валютного законодательства РФ. Принимая во внимание сложившиеся условия, Министерство финансов РФ опубликовало разъяснение о необходимых действиях для непривлечения резидентов к административной ответственности в случае неисполнения нерезидентами-иностранными контрагентами соответствующих обязательств. Речь идет об Информационном письме, опубликованном 20.03.2020 на официальном сайте Министерства (далее по тексту «Информационное письмо»).

Следует отметить, что разъяснение носит исключительно информационный характер, не имеет официальных реквизитов и статуса нормативно-правового акта. Безусловно, правоприменительные органы будут принимать во внимание данное толкование Минфина, однако окончательное решение будет зависеть исключительно от фактических обстоятельств (на чем и сделан акцент в самом Информационном письме).В соответствии с данным обращением Минфина не исполнение нерезидентом своих обязательств по поставке (оплате) товаров или невозвращению ранее уплаченных ему денежных средств в виде авансовых платежей по заключенному внешнеторговому договору по причине форс-мажорных обстоятельств, обусловленных в том числе мерами, принимаемыми правительствами иностранных государств по борьбе с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), может свидетельствовать об отсутствии вины резидента в совершении административных правонарушений.Также в Информационном письме отмечается, что вопрос о привлечении резидента к ответственности будет решаться отдельно в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств по делу, включая разумность и добросовестность действий участников внешнеторговых контрактов.

Другими словами, пандемию коронавируса нельзя рассматривать как универсальное обстоятельство непреодолимой силы.

Соответственно, резидентам необходимо уделить особое внимание подготовке доказательственной базы, позволяющей исключить административную ответственность в конкретной ситуации.

Подойдут любые фактические данные, на основании которых орган, разрешающий спор, сможет установить:а) наличие форс-мажора при исполнении конкретного внешнеторгового контракта,б) отсутствие вины резидента в нерепатриации валютной выручки, в) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.Фиксируя факт невозможности исполнения обязательств в срок, резидентам необходимо обратиться в Торгово-промышленную палату РФ за получением Сертификата о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) – только этот орган удостоверяет данные обстоятельства по условиям внешнеторговых сделок.Также следует осуществить взаимодействие с иностранным контрагентом на предмет получения в компетентных органах аналогичного подтверждения. Например, на территории Китайской Народной Республики таким надлежащим органом будет являться Китайский комитет по содействию международной торговле (CCPIT) (а также его 115 филиалов и территориальных организаций), в Италии – Итальянские торговые палаты, в Люксембурге — ТПП Люксембурга, в Польше — Польская хозяйственная палата, в Индии — Департамент торговли Минпромторга Индии, в Великобритании – ТПП г.

Лондона, в Австрии — Международная торговая палата в Австрии, в Чехии — Экономическая палата Чехии и т.д.Резидентам необходимо обратить внимание на порядок действий сторон при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, предусмотренный внешнеторговым контрактом.

Соблюдение заложенного в договоре механизма может повлиять на решение компетентного органа о выдаче подтверждающего документа, а также иметь значение при разрешении административного дела о нарушении валютного законодательства.Далее имеет смысл подготовить доказательства,

«свидетельствующие о принятии резидентом всех зависящих от него мер по соблюдению требований валютного законодательства»

. Такими доказательствами, в частности, может быть вся официальная письменная и электронная переписка с зарубежным контрагентом: направление претензии, попытка согласования иного способа выполнения предусмотренных договором обязательств, требования об оплате и т.д.

Стоит отметить, что важны все доказательства в совокупности, так как вопрос о привлечении резидента к ответственности будет решаться с учетом всех обстоятельств по делу.На настоящий момент разъяснения об освобождении резидентов от ответственности при нерепатриации валютной выручки на основании форс-мажора даны только в отношении внешнеторговых контрактов (экспортные и импортные договоры поставки, выполнения работ, оказания услуг и т.д.). Договоры займа в Информационном письме не упоминаются.

Доказать объективную невозможность исполнения денежного обязательства практически невозможно, ведь банковские организации не приостанавливают свою деятельность и функционируют фактически в прежнем режиме, что дает возможность контрагентам производить безналичные расчеты.

Невозврат выданного кредита также не может быть обусловлен неисполнением встречного обязательства (например, непоставка товара, невыполнение работ и т.д.) и остается исключительно риском, который несет кредитор. Соответственно, будет ли признаваться пандемия коронавирусной инфекции как форс-мажор по договорам займа между резидентами и нерезидентами, ответит либо судебная практика по данным видам споров, либо вновь принятые разъяснения. Тем не менее все вышеуказанные рекомендации по подготовке доказательной базы о принятии резидентом всех зависящих от него мер актуальны для любых составов административных правонарушений по нерепатриации валютной выручки.Следует подчеркнуть, что распространение коронавирусной инфекции (COVID-19) и принятые в связи с этим меры не освобождают от административной ответственности всех участников внешнеэкономической деятельности.

В каждом конкретном случае решение будет принимать орган, разрешающий спор. Резидентам необходимо заранее проработать правовую позицию, все аргументы и доказательства в пользу объективной невозможности исполнения контракта и, как следствие, требований валютного законодательства, а также отсутствия их вины. Не пренебрегайте возможностью своевременного изменения сроков исполнения обязательств с контрагентами.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+