Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Налоговое право - Права администрации снижение просроченной задолженности за коммунальные услуги

Права администрации снижение просроченной задолженности за коммунальные услуги

Права администрации снижение просроченной задолженности за коммунальные услуги

Срок исковой давности по задолженности за коммунальные услуги

12 марта 2018Учитывая накопление кредитной задолженности населения, падения его реальных доходов, происходит увеличение неуплаченной суммы по коммунальным платежам за услуги, предоставляемые поставщиками газа, электроэнергии, водоснабжения и отопления.В суды поступают тысячи исков от управляющих компаний. Какие из них имеют шансы на положительное решение судьи, как можно избежать судебных тяжб и уменьшить сумму долга — об этом в статье.Суды обязаны принимать к рассмотрению любой иск стороны договора, независимо от длительности задолженности. Но тот факт, что с момента накопления долга по оплате услуг, например, ЖКХ, прошло более трех лет — может служить поводом для отказа в возбуждении делопроизводства по взысканию долга по платежам.Пример: управляющая организация, после тщетных попыток получить средства за предоставленные коммунальные услуги, направила заявление в суд на должника Иванова 01.04.2016 года.

О получении с него средств по платежам за коммунальные услуги по водоснабжению. Задолженность сформировалась в 2010-2012 гг. Период, за который может в данном случае быть затребована сумма по платежам, начинается с 01.04.2013 года.

Значит, в удовлетворении иска держателю долга будет отказано.Судами используется норма, установленная в Гражданском Кодексе РФ, в 196 статье, где значится: сроки давности по общим исковым заявлениям составляют три года, если для отдельных видов исков не установлены иные периоды взысканий по давности. Для истребования долга по коммунальным платежам специальные сроки не предусмотрены, поэтому три года — это период, за который в суде могут востребовать долг.

  1. Основные моменты взаимоотношений сторон договора на оказание услуг ЖКХ, при их неисполнении потребителем, регулируются гражданско-правовым кодексом Российской Федерации, статьи от 121 до 129 конкретно описывают способы решения данных проблем. Моменты по срокам давности обязательств описаны в статье 196 того же документа.
  2. Из нового: ФЗ от марта 2016 за № 45 ввел в сферу исковых взысканий по долгам ЖКХ практику судебного приказа. Когда без длительных проволочек и заседаний, при бесспорном долге, суд издает приказ и кредитор вправе получать средства в качестве оплаты коммунальных платежей с должника, если срок не истек.
  3. Статья 121 ГПК РФ дает право на судебный приказ о возврате долга не более пятисот тысяч рублей.
  4. Обязанности и права сторон договора по предоставлению удобств оговорены в Жилищном Кодексе Российской Федерации.

Уже при шестимесячном пропуске оплаты за пользование общим жилищным фондом, или по комуслугам компания-поставщик вправе затребовать средства с владельца помещения через суд.

Однако сначала проходит процедура извещения должника с требованием в добровольном порядке заплатить за услуги в определенный срок.Случались казусы, когда управляющая компания пыталась лишить жильцов, задолжавших крупные суммы, доступу к услугам: отключали свет, газ, воду и даже канализацию. Передавали сведения в налоговый орган. Узаконить такие запреты сложно.

Учреждение — держатель долга для оформления запрета должно было обойти много бюрократических барьеров.Так сформировалась судебная практика по взысканию долгов посредством судебных решений и передаче дела в службу судебных приставов. Так решить вопрос проще и законней.

Право всех сторон было соблюдено.В рамках гражданского кодекса взыскивать неуплаченные по предоставленным коммунальным услугам средства с потребителя разрешается только за три предшествующих года (давность по ст 196), в течение которых гражданин пользовался таковыми:

  1. Водой, водоотведением.
  2. Газом.
  3. Электроэнергией.
  4. Отоплением.
  5. Услугами по содержанию общедомового имущества и фонда недвижимости.

У лица, накопившего долг по коммунальным услугам, есть шанс уменьшить сумму коммунальных платежей по жилищным услугам:

  1. После рассмотрения заявления осуществляется пересмотр оспариваемой суммы по сроку давности. И ее снижение с вычетом долга, накопленного по платежам в годы, предшествующие 3-х летнему периоду до подачи искового заявления по коммунальной неуплате.
  2. Списывается сумма и при прохождении процедуры банкротства физ. лиц.
  3. Жильцы-должники могут в досудебном порядке уладить претензии управляющих компаний и оплатить исковую часть или всю сумму.

    А также договориться о рассрочке платежа или частичном списании исковой суммы. Такие же компромиссные решения можно принять, подав заявление-ходатайство в ССПП при поступлении туда судебного документа о возврате коммунального долга.

  4. Образец этого документа представлен здесь.
  5. После возбуждения искового производства подать в судебные органы заявление о применении срока исковой давности по коммунальным платежам.

Если при востребовании средств с должника сумма за квартиру посчитана с пеней и за время, превышающее три года, по результатам подачи заявления об истечении исковой давности вычитают сумму за период более, чем 3 года.

То есть заявление является аналогом ходатайства с целью списать часть задолженности.Остались вопросы или требуется бесплатная юридическая консультация, обратитесь к специалисту и решите свою проблему!Бесплатная юридическая консультация по всей стране 8 800 707-79-45

Взыскание задолженности за услуги ЖКХ сегодня и завтра

Анонсы 5 октября 2020 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

12 октября 2020 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

23 августа 2013

Задолженность россиян за услуги жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) имеет серьезные масштабы.

Так, по данным Минрегиона России, долг предприятий ЖКХ только за потребленные энергоресурсы по состоянию на 1 апреля 2013 года составил 136,5 млрд руб., а рост задолженности за минувший год составил 28%.По данным коллекторского агентства «Национальная служба взыскания», по итогам первого полугодия 2013 года общий объем задолженности за ресурсы и услуги ЖКХ в России оценивается в 736 млрд руб.
Так, по данным Минрегиона России, долг предприятий ЖКХ только за потребленные энергоресурсы по состоянию на 1 апреля 2013 года составил 136,5 млрд руб., а рост задолженности за минувший год составил 28%.По данным коллекторского агентства «Национальная служба взыскания», по итогам первого полугодия 2013 года общий объем задолженности за ресурсы и услуги ЖКХ в России оценивается в 736 млрд руб.

При этом задолженность населения (без учета долга управляющих компаний перед поставщиками) составляет порядка 146 млрд руб.Новый порядок расчета платежа за потребленные услуги ЖКХ, в соответствии с которым услуги, потребляемые в процессе использования общедомового имущества, оплачиваются отдельно от услуг, предоставляемых в квартире (постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г.

№ 354 «»), также не смог существенным образом повлиять на рост задолженности по оплате коммунальных услуг.В связи с этим управляющие компании вынуждены воздействовать на недобросовестных жильцов, используя при этом различные методы.Какие возможности по взысканию задолженности существуют у управляющих организаций?В борьбе с должниками управляющие компании и товарищества собственников жилья прибегают к разнообразным способам, среди которых следующие.1.

Размещение списка должников на доске объявлений. Такая мера призвана оказать психологическое влияние на неплательщиков, но не всегда оказывается действенной.

Иногда списки задолжавших за коммунальные услуги граждан публикуются также в местных СМИ.

Судебной практике уже известны случаи ошибочного включения фамилий добросовестных плательщиков в эти списки, что послужило основанием для публикации опровержения и возмещения морального вреда (см., например, решение Назаровского городского суда Красноярского края от 17 сентября 2012 г.

по делу № 2-43/12).2. Начисление неустойки. В соответствии с (далее — ЖК РФ), жильцы, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие предоставленные коммунальные услуги, должны уплатить пеню в размере 1/300 Банка России за каждый день просрочки.

При этом установление большего размера этой пени в договоре между снабжающей и управляющей организациями не допускается ( Президиума ВАС РФ от 24 июля 2012 г. № 3993/12, постановление ФФАС ЦО от 24 апреля 2013 г.

№ Ф10-895/13 по делу № А36-5292/2012).Нетрудно посчитать, что при действующей ставке рефинансирования в размере 8,25% в год гражданин, имеющий долг по услугам ЖКХ в размере 10 тыс. руб., ежемесячно будет выплачивать всего 22,6 руб.

пени.3. Ограничение или приостановление оказания коммунальных услуг. Нередко управляющие организации прибегают к такой мере воздействия на должников, как отключение услуг ЖКХ (поквартирное либо всего дома). Должников часто лишают электричества, водоснабжения и даже устанавливают в соответствующем месте стояка заглушку на канализацию.Вопрос о законности таких действий неоднократно попадал в поле зрения законодателя и судебных органов.Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв.

Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) допускают возможность приостановления или отключения коммунальной услуги в отношении квартиры или дома конкретного должника.

Размер задолженности при этом должен превышать сумму трехмесячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива ее потребления (независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего прибора учета).

Потребителю обязательно должно быть направлено письменное предупреждение о возможности ограничения или прекращения оказания той или иной услуги, а возобновление ее предоставления осуществляется в течение двух дней с момента полного погашения задолженности.В то же время установлено, что такие действия не должны приводить к нарушению прав и интересов других жильцов многоквартирного дома, полностью выполняющих свои обязательства ( предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв.

постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).Возможность отключения должника от благ цивилизации в конечном счете упирается в технические особенности инфраструктуры того или иного дома — к примеру, в новых домах лишить водоснабжения только одну квартиру, как правило, проще, чем в многоэтажках советской застройки.

Отключить от предоставления той или иной услуги можно и частный дом (апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 6 августа 2012 г.

по делу № 33-7239/2012).Из правила о допустимости отключения должников-граждан от предоставления коммунальных услуг есть и исключение — так, теплосетевая организация не вправе прибегнуть к такой мере, даже если у гражданина-потребителя или управляющей многоквартирным домом компании существует задолженность ( организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв.

постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г.

№ 808).Если же жильцы своевременно оплачивают все квитанции, но задолженность была образована по вине управляющей организации, в этом случае последняя обязана по соглашению с энерго- или газоснабжающей организацией обеспечить жильцам подачу топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах ( прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утв. постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 1). Законность этого правила в 2012 году была оспорена газоснабжающей организацией ООО «Газпром Межрегионгаз Владимир» как ограничивающая свободу экономической деятельности, однако ВАС РФ не нашел оснований для признания этой нормы недействующей ( ВАС РФ от 17 сентября 2012 г.

№ ВАС-9586/12). При этом суд указал, что инициатива заключения такого соглашения должна исходить именно от организации-потребителя, к сетям которой подключены жильцы.Добросовестным плательщикам, оказавшимся в подобной ситуации, следует направить письменное заявление к управляющей организации с требованием о возобновлении предоставления услуг ЖКХ. Нелишним будет также и указать на необходимость проведения перерасчета по оплате за тот период, когда коммунальные услуги не оказывались. Если эта мера не привела к желаемому результату, следующим шагом может явиться обращение к контролирующим органам (жилищная инспекция, Роспотребнадзор, прокуратура) либо в суд.4.

Передача задолженности коллекторским агентствам.

Случаи заключения договоров с коллекторскими фирмами о взыскании с населения долгов по ЖКХ не так уж многочисленны, но тем не менее встречаются и уже зафиксированы в судебной практике (см., например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2012 г. № 08АП-4820/12, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2012 г.
№ 08АП-4820/12, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2012 г.

№ 13АП-9737/1). При этом в случае доказанности факта наличия долга при обращении коллекторского агентства в суд решение нередко выносится в пользу истца (см., например, кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 16 июня 2011 г. по делу № 33-787/2011).Вместе с тем, ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что возможность внесудебного взыскания с граждан следует считать недопустимой и не соответствующей ст. 35 Конституции РФ. Речь шла именно о деятельности коллекторского агентства.

Кроме того, суд указал, что внесение гражданами платежей за коммунальные услуги не связано с деятельностью истца (постановление ФАС ВСО от 18 мая 2012 г. № Ф02-1504/12 по делу № А58-3443/2011).5.

Выселение из квартиры. Такая радикальная мера применяется в настоящее время только в отношении нанимателей квартир по договору социального найма и только в судебном порядке (). Размер задолженности не имеет значения, основанием для выселения является факт неуплаты без уважительных причин платежей за жилое помещение и коммунальные услуги более чем за шесть месяцев.Пленум Верховного Суда РФ указал, что судом обязательно должен быть выяснен вопрос уважительности причин образования задолженности.

Так, к уважительным причинам могут быть отнесены такие обстоятельства, как: длительные задержки зарплаты, потеря работы и невозможность трудоустройства, болезнь нанимателя или членов его семьи, наличие в семье инвалидов, несовершеннолетних детей и т.д. (п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г.

№ 14 «»). При этом нередко суды, отказывая в выселении, предоставляют должнику срок для расчетов с управляющей организацией (см., например, решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 марта 2012 г. по делу № 2-703/2012). Правда, предоставление отсрочки для оплаты признается допустимым не всеми судами (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 октября 2012 г.

по делу № 33-8532). Выселение происходит при предоставлении другого жилого помещения по нормам общежития, то есть из расчета не менее шести кв.м. жилой площади на человека.Вместе с тем, если проживающие в квартире лица проявили сознательность и в течение шести следующих друг за другом месяцев погашали задолженность хотя бы частично, суд может отказать в выселении (решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 8 июля 2010 г. по делу № 2-2311/2010). Минимальный размер такой оплаты для целей определения возможности выселения должника предлагали установить депутаты Мурманской областной Думы в размере 50% и более от суммы задолженности, но эта инициатива была отклонена.Иногда злостные неплательщики успевают уйти от ответственности.

Известен случай, когда жильцы, проживающие в квартире по договору социального найма, не оплачивали коммунальные услуги в течение более чем семи лет. Однако выселить должников на этом основании не удалось, поскольку они оперативно приватизировали эту квартиру (определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2013 г. № 33-825).Сейчас судебная практика по этому вопросу уже сложилась, и случаи выселения по этому основанию нередки, однако в первый год действия ЖК РФ Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин охарактеризовал это правило как неконституционное в условиях роста цен, задержек зарплаты и высокого уровня безработицы ().Какие пути обеспечения погашения долга за коммунальные услуги могут появиться в ближайшее время?Необходимость в более эффективном механизме взыскания задолженности с граждан в сфере ЖКХ послужила толчком к разработке новых предложений в этой области.Так, в апреле 2013 года Минрегион России разместил на своем официальном сайте законопроект, распространяющий возможность обращения взыскания по долгам за жилищно-коммунальные услуг (далее — ЖКУ) на квартиры, находящиеся в частной собственности.

Условием применения этой меры должно было стать наличие задолженности по коммунальным услугам и взносам на капитальный ремонт.

Предполагалось, что такая мера может быть применима и к единственному для должника и его семьи жилью. Для решения суда об обращении взыскания на жилое помещение сумма долга должна была составить не менее 5% от рыночной стоимости жилья.Иными словами, собственнику квартиры стоимостью 3 млн руб. достаточно было бы задолжать за услуги ЖКХ сумму в размере 150 тыс.
достаточно было бы задолжать за услуги ЖКХ сумму в размере 150 тыс. руб. По расчетам Общественной палаты РФ, средняя стоимость услуг ЖКХ в июле 2013 года составила 3862 руб.

в месяц (в год — 46 344 руб.). Несложно подсчитать, что минимальный размер задолженности образуется, если не платить за коммунальные услуги в течение около трех лет.Инициатива вызвала серьезный общественный резонанс, после чего Минрегион России разместил отрицательный отзыв на этот законопроект, указав, что разработан он был не самим министерством, а НП «ЖКХ Развитие».

Впоследствии текст документа был удален с официального сайта Минрегиона России.Надо отметить, что сегодня обратить взыскание на квартиру, находящуюся в собственности и являющуюся единственным пригодным для проживания помещением, сегодня практически невозможно — это не позволяет сделать процессуальное законодательство ().

Единственным исключением, появившемся в конце декабря 2004 года, является случай, когда жилое помещение является предметом ипотеки (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 194-ФЗ «»).Впрочем, законопроект депутатов фракции «Справедливая Россия» в случае его реализации, возможно, позволит оставить квартиру в пользовании задолжавшего банку гражданина). Авторы законопроекта предлагают предоставить государственным и муниципальным органам право выкупать заложенные по ипотечным кредитам квартиры с согласия банка.

Основанием для это будет служить заявление собственника-залогодателя, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

Определение трудной жизненной ситуации также закрепляется, под этим термином понимается

«ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность собственника-залогодателя: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, малообеспеченность, безработица и тому подобное, которую он не может преодолеть самостоятельно»

. В результате квартира принимается на баланс и учитывается как государственная (муниципальная) собственность, а бывший собственник и его семья продолжают проживать в ней, но уже на правах социального найма. Кроме того, он сохраняет право преимущественного выкупа этой квартиры («обратный выкуп»).При изучении этого законопроекта возникает очень много вопросов.

За чей счет будет произведена независимая оценка стоимости жилья, на основе которой определяется выкупная цена? Что значат в определении трудной жизненной ситуации слова «не может преодолеть самостоятельно» и кто это будет устанавливать? Наконец, возможно ли возложить на бюджеты такую нагрузку?

Кроме того, такое правило способно создать основу для массовых злоупотреблений правом со стороны собственников.

Самое же интересное заключается в том, что законопроект не содержит запрета на приватизацию такого жилья бывшим собственником после перехода права собственности к государству.Проблема обращения взыскания на единственное жилье, являющееся предметом ипотеки, обсуждается уже давно.

Правительство РФ еще в 2000 году подчеркнуло необходимость создания правового механизма обеспечения жильем заемщика и его семьи в случае обращения взыскания на заложенное жилое помещение.

В качестве гарантии жилищных прав этих лиц было предложено создать специализированный фонд временного жилья (постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 28 «»).Цитата

Александр Козлов, эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике:»Нужно посмотреть на объективные причины коммунальной задолженности.

Просроченные долги населения за коммунальные услуги приводят к зеркальной задолженности управляющих организаций перед поставщиками. Такие долги накапливаются и в конечном итоге могут привести к банкротству компаний. Поэтому должны заработать понятные механизмы взыскания задолженности с населения за неоплаченные жилищно-коммунальные услуги.

Поэтому должны заработать понятные механизмы взыскания задолженности с населения за неоплаченные жилищно-коммунальные услуги. Принцип

«добросовестный сосед платит за недобросовестного соседа»

должен перестать существовать.

Предложенная инициатива Минрегиона России позволит не допустить ситуацию с автоматическим списанием долга, после совершения сделки с квартирой-должником.

А сейчас очень много случаев, когда управляющая организация узнает об отчуждении жилых помещений «с долгами» и лишается возможности взыскания задолженности с нового собственника»Среди предложений по обеспечению погашения задолженности по ЖКУ можно выделить также инициативу Минрегиона России о наложении обременения на квартиры в виде запрета их продажи для жильцов, имеющих задолженность по оплате ЖКУ, выдвинутую в начале августа 2013 года. Долг по коммунальным услугам должен превышать их стоимость за шесть месяцев, факт наличия задолженности будет устанавливаться судом, а в качестве основания для обращения к судебному приставу-исполнителю за наложением обременения будет выступать неисполнение собственником требований по погашению задолженности, содержащихся в выданном на основании решения суда исполнительном листе.

Опрос посетителей нашего портала на тему «Как вы относитесь к предложению Минрегиона России о запрете совершения сделок с жилыми помещениями, собственники которых имеют задолженность по оплате услуг ЖКХ?» показал, что мнения по этому поводу разделились почти поровну.

48% опрошенных высказались за реализацию этой инициативы, отметив, что прочие жильцы не должны нести бремя оплаты долгов недобросовестных собственников квартир.

42% респондентов не поддержали эту идею, указав на то, что как раз после продажи квартиры у должника возникают средства, чтобы погасить жилищно-коммунальную задолженность. Еще 10% посетителей затруднились с ответом, а некоторые из них выдвинули предложение установить минимальный порог задолженности, при которой может быть наложено подобное ограничение.Распределение ответов показывает, что инициатива Минрегиона России сопряжена с некоторым конфликтом интересов.

С одной стороны, задолженность в сфере ЖКХ достаточно велика, и стремление законодателя найти новые пути для обеспечения ее погашения вполне понятно. С другой стороны, при реализации этой меры возникает риск ущемления прав как собственника, так и потенциального приобретателя квартиры.Только ли недобросовестные жильцы виноваты в образовавшейся задолженности?Образованию задолженности в сфере ЖКХ способствуют не только недобросовестность задолжавших за ЖКУ граждан, но и иные обстоятельства.

К ним относится, к примеру, рост тарифов на коммунальные услуги, часто необоснованный и противоречащий установленной ЖК РФ процедуре (). Максимальная величина повышения тарифов на отдельные жилищно-коммунальные услуги устанавливается ФСТ России для каждого региона (приказ ФСТ России от 9 октября 2012 г.

Максимальная величина повышения тарифов на отдельные жилищно-коммунальные услуги устанавливается ФСТ России для каждого региона (приказ ФСТ России от 9 октября 2012 г. № 231-э/4 «», приказ ФСТ России от 25 октября 2012 г.

№ 250-э/2 «»).Однако сумма в платежке может расти за счет увеличения иных тарифов — к примеру, платы за содержание жилья. Так, только за первые два месяца текущего года максимальный рост тарифов на коммунальные услуги в некоторых регионах (Мурманская область и Республика Алтай) достиг рекордного значения в 225%.С 1 января 2012 года утратила силу правовая норма, закреплявшая правило об установлении регионами максимальных индексов возможного изменения платы граждан за услуги ЖКХ для каждого муниципального образования (ч.

1-7 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации»).

Президент РФ Владимир Путин потребовал восстановить эту норму как можно быстрее. Соответствующий законопроект об установлении на федеральном уровне такого индекса на долгосрочный период (не менее пяти лет) был внесен на рассмотрение Госдумы в начале июля текущего года.В случае одобрения законопроекта такое правило вступит в силу с 1 января 2014 года.

Однако, по мнению экспертов, такая мера не решит проблему обеспечения прозрачности формирования тарифов за коммунальные услуги.

Эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Александр Козлов отмечает, что гораздо более эффективным может стать законодательное закрепление механизмов общественного контроля, которое позволит сбалансировать систему тарифообразования.К другим инициативам, направленным на снижение бремени граждан по оплате коммунальных услуг, можно отнести следующие:

  1. ограничить сумму взыскания за потребленный коммунальный ресурс по показаниям общедомового прибора учета пятью процентами от размера платы по показаниям индивидуальных счетчиков. По мнению авторов законопроекта, это позволит обеспечить заинтересованность управляющих компаний в выяснении причин значительного расхождения показаний общедомовых и индивидуальных приборов и защитить интересы добросовестных плательщиков;
  2. запретить взимать комиссию при оплате коммунальных услуг посредством ФГУП «Почта России» и ОАО «Сбербанк России. Эта идея нашла горячую среди наших посетителей — за ее реализацию высказались 86% опрошенных, против — всего 5%, а еще 9% респондентов заявили, что уже оплачивают коммунальные услуги без комиссии. Однако, по словам Александра Козлова, нужно понимать, что если комиссию не будут брать при оплате жилищно-коммунальных услуг, она автоматически попадет в структуру тарифа и тем самым приведет к увеличению тарифа на эту составляющую. «Все-таки услуга по сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги должна стать конкурентным преимуществом банков и почты. В борьбе за привлечение клиентов они должны пойти на существенное снижение размера процента, либо беспроцентный прием платежей за ЖКУ», — делает вывод эксперт.
  3. предоставить потребителям возможность участвовать в утверждении тарифов на услуги ЖКХ путем формирования советов при ФСТ России, субъектах естественных монополий и региональных энергетических комиссиях;

На объемы задолженности по оплате коммунальных услуг влияет также и недобросовестность управляющих организаций и товариществ собственников жилья, зачастую произвольно повышающих тарифы, не обеспечивающих надлежащее управление домом и присваивающих деньги жильцов.На рассмотрении Госдумы находится законопроект об установлении ответственности за нарушение порядка расчета размера платы за услуги ЖКХ.Административные штрафы за необоснованное определение суммы, подлежащей уплате за коммунальные услуги, предлагается установить в размере от 40 до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 800 тыс. руб. до 1 млн руб. для организаций.Оригинальное решение этой проблемы было предложено Волгоградской областной Думой.

Внесенный ею законопроект предусматривает правило, по которому платежи собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома по умолчанию направляются напрямую ресурсоснабжающим организациям, а не управляющим компаниям. По решению общего собрания собственников жилых помещений плата за все или некоторые коммунальные услуги может вноситься управляющим компаниям (напомним, сейчас закрепляет прямо противоположное правило).Как поступать в случае, если образовался долг по ЖКУ?С 1 августа 2013 года начала свою работу «горячая линия» по платежам за услуги ЖКХ (телефон: 8-800-700-8-800, обращаться можно с 9:00 до 19:00 по московскому времени без выходных, звонок бесплатный).

Жители любого региона могут передать информацию о резком повышении тарифов на ту или иную коммунальную услугу. Сведения о нарушениях, поступившие на «горячую линию» в 2012 году, были переданы Генеральной Прокуратуре России и Счетной палате Российской Федерации.Кроме того, посетители сайта Общественной палаты РФ могут заполнить обращения, указав суммы в квитанциях, резко отличающиеся друг от друга, и описав возможные причины повышения тарифов.В первую очередь при выявлении задолженности за коммунальные услуги требуйте проведения взаимной сверки расчетов.

Эта мера поможет уточнить размер недоимки и ее происхождение, а иногда способна вообще снять претензии по оплате ЖКУ.В случае, если долг подтвердился, можно обратиться к управляющей организации с просьбой о заключении соглашения по поэтапному погашению задолженности. Хотя такая мера предусмотрена нормами жилищного законодательства только косвенно (, ), многие управляющие организации идут навстречу должникам. При погашении долга рекомендуем в первую очередь оплачивать накопившуюся сумму пени, и лишь затем — основной долг.Некоторые категории граждан могут получить субсидии на оплату коммунальных услуг в случае, если расходы на ЖКУ превышают максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи ().

Сейчас размер такой доли устанавливается регионами самостоятельно. К примеру, в Архангельской области и Камчатском крае субсидия предоставляется, если доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи превышает 22%, в Амурской области размер этого показателя колеблется от 10% до 22%, а в Калужской области претендовать на частичное покрытие коммунальных расходов могут семьи, направляющие на оплату ЖКУ более 15% или более 19% их дохода (в зависимости от того, превышает ли среднедушевой доход семьи региональный прожиточный минимум).

Вместе с тем, на рассмотрении Госдумы находится законопроект, предлагающий установить предельно допустимую долю расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 10% для всей территории России.Размер субсидии определяется по формуле, в которую включены такие показатели, как размер регионального стандарта стоимости услуг ЖКХ, количество членов семьи заявителя, совокупный доход семьи и размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на коммунальные услуги. К примеру, проживающий в Архангельской области одинокий пенсионер, пенсия которого равна региональному прожиточному минимуму (8,786 руб.), может рассчитывать на субсидию в размере около 1200 руб.Нередко полномочия по установлению размера субсидии и ее предоставлению передаются муниципалитетам (Курская область, Иркутская область, Карачаево-Черкесская Республика, Саратовская область, Республика Дагестан и др.).Некоторые субъекты федерации приняли решение о предоставлении гражданам субсидии в том случае, если рост среднемесячной платы за коммунальные услуги в течение полугода превысит 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (Челябинская область).

Встречаются и иные региональные выплаты — к примеру, в Томской области жители домов с печным отоплением имеют право на получение ежегодной субсидии на приобретение и доставку твердого топлива.Узнать о том, полагаются ли вам субсидии, в каком размере они могут быть предоставлены и какие документы необходимо для этого собрать, можно в районных отделах социальной защиты вашего города.Новости по теме:

  1. — ИА «ГАРАНТ», 6 августа 2013 г.
  2. — ИА «ГАРАНТ», 8 августа 2013 г.
  3. — ИА «ГАРАНТ», 10 апреля 2013 г.
  4. — ИА «ГАРАНТ», 23 июля 2013 г.

Документы по теме:

  1. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «»
  2. Постановление Правительства РФ от 5 января 1998 г.

    № 1 «»

  3. Постановление Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г.

    № 14 «»

________________________Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 355582-5. С полными результатами мониторинга цен на социально значимые продукты и услуги можно ознакомиться на Общественной палаты Российской Федерации Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 256584-6.

Совещание по вопросам ЖКХ (25 февраля 2013 года, г.

Москва, Кремль). Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 308873-6. Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 257140-6.

Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 320076-6. Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 231281-6. Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 173562-6.

Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 189120-6. Теги: , , , , , , , , , Источник: © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ. Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС».

Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года. ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г.

Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб.

3136), . Реклама на портале. Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Коллекторы не вправе взыскивать с граждан долги за ЖКХ

ПодписатьсяНе сейчасАвтор публикации: Юрист,Был(а) позавчера, 22:49 юрист, Зотов Валерий Иванович Написать сообщение Подписаться1 819 просмотров 279 дочитываний 26 февраля 2020 в 16:49 До недавнего прошлого коллекторские компании активно занимались взысканием с граждан долгов за ЖКХ, но с июля 2020 года они лишены этого права Федеральным законом от 26.07.2019 N 214-ФЗ «О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».Многие граждане прекрасно знают, как коллекторы достают лично их, а также их родственников и знакомых своими законными и не совсем законными методами выбивания долгов по договорам займов, по кредитным договорам, если они получили право требования с заемщиков на основании договоров цессии, заключенных с Банками на основании статьи 388 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).С принятием Федерального закона от 26.07.2019 N 214-ФЗ официальные коллекторские компании лишены права заключать с Управляющими компаниями (далее – УК), с Товариществами собственников жилья (далее – ТСЖ), с ЖСК договоры цессии (уступка права требования) о взыскании с граждан задолженности за коммунальные услуги, общедововые расходы, взносы на капитальный ремонт общедомового имущества в многоквартирном доме.Так, в пункте 4 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный Закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 214-ФЗ указано:4.

Настоящий Федеральный закон не распространяется на правоотношения, связанные с взысканием просроченной задолженности физического лица и возникшие из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.Также, исходя из положений пункта 19 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), УК, ТСЖ, ЖСК, ресурсоснабжающие организации, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе уступать право требования к собственникам и нанимателям жилых помещений не только коллекторским компаниям и другим третьим лицам. Кроме того, при смене УК, ТСЖ, ЖСК, ресурсоснабжающие организации, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами собственники и наниматели жилых помещений должны быть письменно уведомлены о договоре цессии по имеющимся у них долгам за ЖКХ, а при отсутствии такого уведомления, они вправе не исполнять условия договора цессии.19.

Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами или вновь выбранная, отобранная или определенная управляющая организация, созданные товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, иная ресурсоснабжающая организация, отобранный региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны уведомить в письменной форме собственника помещения в многоквартирном доме и нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, у которых имеется просроченная задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, об уступке права (требования) по возврату такой задолженности вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Указанные собственник и наниматель вправе не исполнять обязательство по погашению просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами до предоставления им уведомления об уступке права (требования) по возврату такой задолженности. (часть 19 введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 214-ФЗ)Кроме того, Федеральным законом от 26.07.2019 N 214-ФЗ было внесено дополнение в пункт 1 статьи 162 ЖК РФ, согласно которого, каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом (в том числе по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги) и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.Этот означает, что если в многоквартирном доме есть злостные неплательщики за услуги ЖКХ, то УК, ТСЖ, ЖСК или ресурсоснабжающие организации не вправе больше долги этих злостных неплательщиков взыскивать с других собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах.Несмотря на то, что официальные коллекторские компании стоят на учете в ФССП России, имеют лицензию на осуществление своей деятельности, обязаны соблюдать положения Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ

«О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный Закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

, как и УК, ТСЖ, ЖСК, ресурсоснабжающие организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны соблюдать положения ЖК РФ и непосредственно пункт 9 статьи 155 ЖК РФ, но и в настоящий период возможны случаи, когда коллекторские компании или псевдоколлекторы (мнимые коллекторы) могут с помощью безответственных УК, ТСЖ, ЖСК и т.д.

заполучить незаконное право взыскивать с граждан долги за услуги ЖКХ.

Вот Если к собственнику или к нанимателю жилого помещения, имеющих задолженность за услуги ЖКХ, начали приставать разными способами коллекторы (писать письма, звонить по телефону и т.д.), то в этом случае нужно:

  1. на основании чего эта организация предъявляет свои требования;
  2. не исполнять никакие требования коллекторов.
  3. предупредить устно или письменно коллекторов, что их действия незаконны;
  4. выяснить, что это за организация, является ли она коллекторской компанией;

Как бороться с коллекторами г.Петрозаводск26.02.2020Проголосовали:35Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

  1. Расширяются
  2. Сужаются
  3. Затрудняюсь ответить

да 26 / 0 нетВаш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикацииОК Поделиться в социальных сетях: да 26 / 0 нет Автор: (3), Пользователи: (2), (1), (1), (1), (1) Показать ещё комментарии (11)

Юристов онлайн Вопросов за суткиВопросов безответовПодписаться на уведомленияМобильноеприложениеМы в соц.

сетях

© 2000-2020 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов. МоскваКомсомольский пр., д. 7Санкт-Петербургнаб.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+