Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Неконкурентные способы закупки по 223 фз

Неконкурентные способы закупки по 223 фз

Неконкурентные способы закупки по 223 фз

Инструкция по проведению закупок по 223-ФЗ

223-ФЗЭлектронный аукционЭлектронный конкурсАвтор:Элла Залужная Пошаговое руководство по закупке по 223-ФЗ:

  1. заключаем договор.
  2. проводим процедуру;
  3. планируем проведение;
  4. выбираем способ;

Планируем Каждый заказчик, который реализует торговые процедуры по 223-ФЗ, составляет план закупок. Этот документ охватывает период не менее одного года и подлежит обязательному размещению в ЕИС. Форма плана утверждена постановлением №932 от 17.09.2012, как и требования к его содержанию. В плане указывают:

  1. единицы измерения, количество и место поставки товара;
  2. характеристики товара;
  3. что закупают;
  4. сведения о заказчике;
  5. когда разместят процедуру;
  6. номер документа;
  7. сведения о процедурах для СМП и инновационной, высокотехнологичной продукции.
  8. способ проведения процедуры;
  9. срок выполнения договора;
  10. максимальную цену договора;

Форма планов закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств также установлена постановлением №932, а конкретный перечень заказчиков, которые обязаны проводить эти процедуры, — распоряжением правительства №475-р от 21.03.2016.

Такие планы составляют на срок не менее пяти лет и размещают в ЕИС. Заказы малого объема — до 100 тыс.

или 500 тыс. при годовой выручке более 5 млрд руб. — не включают в план. Выбираем форму и способ определения поставщика Вот пошаговый алгоритм выбора способа закупки по 223-ФЗ для заказчиков: Шаг 1.

Выбираем вид — конкурентная или нет. Под неконкурентной понимается прямая покупка у конкретного поставщика, конкурентная закупка по 223-ФЗ — это тендер, о котором сообщено неограниченному кругу лиц. Способом у единственного источника и иными неконкурентными способами реализуют покупки малого объема, для которых проведение тендера нецелесообразно.
Способом у единственного источника и иными неконкурентными способами реализуют покупки малого объема, для которых проведение тендера нецелесообразно. Шаг 2. Определяем тип процедуры — электронная или бумажная.

Какие тендеры проводят в электронной форме, указано в постановлении №616 от 21.06.2012. Также ФЗ-223 обязывает проводить электронные процедуры для МСП. Шаг 3. Выбираем способ определения поставщика в соответствии с положением о закупке, которое принято в компании:

  1. запрос котировок и запрос предложений используют, когда необходим быстрый выбор победителя, а предмет и сумма договора это позволяют;
  2. аукцион проводится, если основной критерий — цена;
  3. вот как провести процедуру закупок по 223-ФЗ без цены: когда невозможно определить цену тендера, заказчик приводит в документации формулу расчета суммы договора, максимальное значение или стоимость единицы товара, в этом случае заказ проводят без начальной цены договора;
  4. упрощенный порядок проведения тендеров реализуют для отдельных категорий участников (СМП).
  5. закрытые способы используют, если в информации о тендере содержатся секретные сведения;
  6. конкурсы проводят, когда важны неценовые критерии выбора победителя — опыт, квалификация, деловая репутация и проч.;

Каким способом провести процедуру закупки заказчику по закону №223-ФЗ Оглавление:

  • Когда заказчику необходимо организовать конкурентную закупку.
  • Что такое закупка по закону №223-ФЗ.
  • Когда следует выбрать неконкурентный способ закупки.

Читать обзор от КонсультантПлюс полностью Проводим процедуру Регламент проведения процедур заказчики указывают в положении в соответствии с федеральным законом 223-ФЗ, конкурентные закупки осуществляются следующим образом в несколько этапов:

  • куда поставлять товар;
  • Подведение итогов на основании критериев, которые установлены в документации, или результатов ценового предложения участника.
  • Подготовка документации, которая содержит следующую информацию (ч.

    10 ст. 4 ФЗ-223):

    • характеристики товара, который подлежит поставке;
    • требования к его качеству и безопасности;
    • место, срок поставки и оплаты;
    • что включено в цену;
    • требования к участникам и их заявкам;
    • как получить разъяснения по документации;
    • что является критерием для определения победителя;
    • когда будут рассмотрены заявки.
  • Реализация промежуточных этапов, таких как предварительный отбор и т.

    п. (если этот порядок осуществления конкурентной закупки по 223-ФЗ предусмотрен положением).

  • когда будут рассмотрены заявки.
  • цену договора или порядок ее расчета;
  • характеристики товара, который подлежит поставке;
  • результаты оценки заявок;
  • Оформление результатов тендера в виде протокола, который содержит:
    • дату подведения итогов;
    • сколько получено заявок и их номера;
    • кто отклонен и по какой причине;
    • результаты оценки заявок;
    • почему тендер признан несостоявшимся (если это так).
  • Формирование извещения о проведении тендера, в которое включают (ч. 9 ст. 4 ФЗ-223):
    • способ определения победителя;
    • сведения о заказчике;
    • предмет тендера;
    • куда поставлять товар;
    • цену договора или порядок ее расчета;
    • как получить тендерную документацию;
    • сроки и порядок подачи заявок.
  • сроки и порядок подачи заявок.
  • дату подведения итогов;
  • сколько получено заявок и их номера;
  • предмет тендера;
  • требования к его качеству и безопасности;
  • что включено в цену;
  • сведения о заказчике;
  • как получить тендерную документацию;
  • как получить разъяснения по документации;
  • почему тендер признан несостоявшимся (если это так).
  • что является критерием для определения победителя;
  • место, срок поставки и оплаты;
  • Заключение контракта.
  • кто отклонен и по какой причине;
  • Размещение документа в ЕИС в срок не более 3 календарных дней.
  • требования к участникам и их заявкам;
  • способ определения победителя;

Приводим таблицу сроков проведения конкурентных процедур по 223-ФЗ в 2020 году (ст.

3.2.): Процедура Срок проведения (не менее) Конкурс 15 календарных дней Аукцион 15 календарных дней Запрос котировок 5 рабочих дней Запрос предложений 7 рабочих дней Заказчик вправе отменить тендер в любой момент до наступления последнего дня подачи заявок. При внесении изменений срок подачи продлевают так, чтобы до его окончания оставалось не менее половины установленного для данной процедуры срока. Участники направляют запросы о разъяснении положений документации не позднее чем за 3 дня до окончания подачи заявок.

Заключаем договор Подписание соглашения проводят с помощью торговой площадки и ЭЦП или в бумажном виде. Основные положения контракта берут из заявки, которая поступила от участника, и тендерной документации.

Закон №223 регламентирует срок подписания договора, который заключают по результатам тендера. Минимальный срок со дня публикации итогового протокола — 10 календарных дней, максимальный — 20. Особенности тендеров для МСП Тендеры для субъектов малого и среднего предпринимательства проводят в электронном виде с учетом положений постановления №1352 от 11.12.2014, которое разъясняет, как проводить упрощенную закупку по 223-ФЗ для МСП, регламентирует годовой объем покупок у этой категории юрлиц и устанавливает ряд льгот:

  • Максимальный срок оплаты по договору — 15 рабочих дней.
  • Обеспечение договора — не более 5% от НМЦД.
  • Пониженные тарифы у торговых площадок.
  • Размер обеспечения заявки — не более 2% от НМЦД.
  • Ускоренный возврат обеспечения заявки — 7 рабочих дней.

Сроки проведения тендеров для МСП указаны в таблице (ст.

3.4. 223-ФЗ): Особенности тендеров малого объема Заказчики регулируют порядок проведения неконкурентной процедуры, как и условия проведения закупок по 223-ФЗ, в положении. Как правило, указывают:

  • Способ — у единственного источника, который предусмотрен 223-ФЗ.
  • Регламент прохождения согласования документов в отделах и подразделениях внутри компании. К примеру, экономический отдел одобряет финансирование в течение двух дней, юридический проверяет договор в течение трех дней и т. п.
  • Какие документы оформляют — расчет максимальной цены покупки, обоснование способа и т. п.

Выдержка из положения, в котором предусмотрен способ «у единственного источника» для проведения неконкурентных процедур: В законе о закупках отдельными видами юридических лиц не указано, как провести закупку через магазин малых закупок 223-ФЗ, т.

к. заказчики, которые работают в рамках этого закона, пока не обязаны использовать эту функцию. 1+ Поделиться: Предыдущая записьИнструкция по размещению в ЕИС извещения о проведении электронного аукционаСледующая записьКак рассчитать пени по 223-ФЗ 12.03.2020Как оформить тендерный кредит для исполнения госконтракта 12.03.2019Банковские гарантии по 44-ФЗ: зачем, как выглядят, где получить 12.03.2019Инструкция по составлению конкурсной документации

Неконкурентные способы закупок

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Для чего нужна публикация информации о сделке
  2. Что включает подготовка к заключению контракта
  3. Правила выбора способа закупки
  4. Что такое конкурентные закупки
  5. Государственный контроль: цель и способы
  6. Нюансы, связанные с исполнением контракта
  7. Субъекты неконкурентной закупки
  8. Закупка у единственного поставщика: отчет-обоснование
  9. Как происходит заключение контракта при неконкурентных закупках
  10. Преимущества и недостатки неконкурентных способов закупок
  11. В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика
  12. Как определяют стоимость контракта при неконкурентных закупках

– метод определения подрядчика, при котором контракт заключается с конкретным поставщиком без проведения процедуры его выбора.

Это позволяет приобрести необходимые товары или услуги в максимально короткие сроки.

Закупка у единственного продавца имеет свои особенности и регулируется действующим законодательством. К примеру, неконкурентные закупки не являются обязанностью заказчика.

Но заказчику необходимо будет обосновать, почему он не использовал другие способы проведения закупок. И это не единственный нюанс. Предлагаем подробнее разобраться во всех тонкостях процедуры. Что такое конкурентные закупки

Законодательство России устанавливает регламент для проведения определенных сделок, одной из сторон которых выступают государственные заказчики.

Таковыми, в частности, являются конкурентные и неконкурентные способы закупок. Конкурентные процедуры представляют собой метод выбора поставщика, при котором к участию допускаются все желающие. При этом заказчик формирует требования к объекту сделки и при необходимости к участникам тендера.

Смысл конкурентной процедуры сводится к тому, что участники конкурса в стремлении получить контракт предлагают заказчику поставку продукции на выгодных условиях. Критерием для отбора победителя конкурса (или иных аналогичных схем) является не только цена товара, но и другие существенные условия исполнения контракта.
Критерием для отбора победителя конкурса (или иных аналогичных схем) является не только цена товара, но и другие существенные условия исполнения контракта. Процедура отбора поставщика может быть закрытой или открытой.

Законодательством установлены следующие конкурентные процедуры:

  1. Аукцион. Основной задачей данной процедуры является выбор подрядчика, способного предложить минимальную цену. Чтобы повысить свои шансы на победу в аукционе, участники могут предоставить в своей заявке дополнительную информацию относительно качества товаров, работ и услуг. Поскольку требования к объекту сделки содержатся в конкурсной документации, в случае выбора исполнителя, предлагающего более качественные товары, услуги, потребуется составить дополнительное соглашение, фиксирующее улучшенные характеристики объекта сделки.
  2. Конкурс. Чаще всего проводится открытый конкурс, к участию в котором допускаются все желающие. Регламент конкурса предполагает несколько этапов: размещение информации о конкурентной процедуре на соответствующих электронных площадках, в том числе на сайте самого заказчика; прием заявок от потенциальных поставщиков; рассмотрение заявок; определение победителя. Заказчик выбирает наиболее выгодные для себя предложения, учитывая стоимость товара или услуги, качественные показатели объекта, а также прочие важные условия контракта, которые содержатся в заявках участников. Конкурс может быть и закрытым. Его отличие от предыдущей схемы состоит в том, что заказчик выбирает ограниченное количество потенциальных участников и только им рассылает информацию о предстоящей сделке.
  3. Запрос котировок. Особенность этой процедуры – короткие сроки ее проведения по сравнению со всеми остальными формами конкурентных закупок. Поэтому к ней прибегают те заказчики, которые ограничены в сроках выбора исполнителя. На практике процедура в форме запроса котировок проводится в том случае, когда организация хочет быстро найти подрядчика, а сумма контракта не превышает полумиллиона рублей (такое ограничение для данной схемы предусмотрено Федеральным законом № 44-ФЗ). Читайте также: «Обучение закупкам по 44-ФЗ: требования и условия»
  4. Запрос предложений. Этот метод поиска исполнителя позволяет оценить состояние рынка в определенной сфере. К нему также прибегают, когда заказчик ранее уже инициировал какие-либо процедуры, но они не состоялись. Победитель выбирается по тем же критериям, что и при проведении конкурса: им становится организация, предложившая наиболее выгодные условия контракта по цене и прочим параметрам.

Реализация государственных контрактов может осуществляться не только путем проведения конкурентных, но и неконкурентных способов закупок. – это процедуры размещение заказа на покупку либо выполнение работ (услуг) при наличии заранее установленного исполнителя. Подобные сделки также называются прямыми закупками, потому что отсутствует конкурсная процедура выбора поставщика (подрядчика).

Заказчик подписывает контракт с конкретной организацией (или ИП) напрямую. Такая схема законодательством определяется как закупка у единственного поставщика и регламентируется ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ).

То есть заказчик вправе не проводить конкурсный отбор исполнителей, а самостоятельно выбрать организацию или физическое лицо для заключения контракта. Извещения о подобных неконкурентных способах закупок, таких как закупки у единственного поставщика, также необходимо размещать не только в Единой информационной системе, но и на прочих интернет-площадках.

Данное извещение должно содержать описание объекта сделки, максимальную цену контракта, которая в дальнейшем и является суммой сделки. Причем при проведении такой неконкурентной процедуры проект контракта не обнародуется. Существует два нормативных акта, в соответствии с которыми проводится сделка с единственным поставщиком: Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок» № 44-ФЗ (статья 93) и Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ.
Существует два нормативных акта, в соответствии с которыми проводится сделка с единственным поставщиком: Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок» № 44-ФЗ (статья 93) и Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ. Закон предоставляет государственной компании право выбора в отношении того, по какой схеме проводить сделки.

Но если заказчик уже прибегнул к конкурентной форме поиска исполнителя, но процедуры не состоялись, то закон 44-ФЗ обязывает проводить эту сделку неконкурентным способом с единственным поставщиком. В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Итак, мы выяснили, какой способ закупок относится к неконкурентным. Часть 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ содержит перечень условий, когда заказчик имеет право проводить сделку (приобретать товар, заказывать выполнение работ или услуг) с единственным поставщиком.

В список входит более 50 пунктов, из которых самыми распространенными являются следующие:

  1. Приобретение услуг, связанных с вывозом и хранением наркотических и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  2. Признание несостоявшимися ранее проводимых процедур в форме открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений (п. 25–3 ч. 1 ст. 93).
  3. Приобретение товаров (работ, услуг), необходимость в которых возникает по причине аварийных и прочих чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также когда появилась неотложная потребность в оказании экстренной медицинской помощи (п. 9 ч. 1 ст. 93).
  4. Приобретение услуг, связанных с ресурсоснабжением зданий и сооружений: водоснабжение, водоотведение, отопление, поставка газа (кроме сжиженного газа), вывоз ТБО; подключение к инженерно-техническим сетям по тарифам, регулирование которых осуществляется в соответствии с законами России.
  5. Сумма контракта составляет менее 300 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93).
  6. Приобретение товаров (работ, услуг), которые производятся предприятиями, входящими в естественную монополию на основании Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Кроме того, сюда включаются услуги центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93).

по 44-ФЗ (закупки у единственного поставщика) бывают нескольких видов.

  • Малые закупки Закон № 44-ФЗ вводит лимит на сумму разовой закупки в размере 300 тыс. рублей. Также устанавливаются ограничения в отношении годового объема закупок: максимально 2 млн рублей или 5 % совокупного годового объема закупок заказчика (если 5 % превышают 2 млн руб.), но не более 50 млн рублей. Эти ограничения не распространяются на товары и услуги, приобретаемые для обеспечения потребностей управляющих структур сельских поселений. Рассмотрим конкретный пример. Государственная организация в июне 2020 года да на основании контракта с единственным поставщиком закупила компьютерное оборудование для офиса на общую сумму 110 000 руб. Через 2 месяца, в августе того же года, у компании возникла необходимость в приобретении оргтехники. Она имеет право закупить товар у того же поставщика одним или несколькими контактами, каждый из которых будет на сумму в пределах 300 тыс. рублей. В этом случае соблюдаются ограничения закона, так как цена каждой закупки не превышает 300 тыс. рублей. Важно, чтобы серия сделок не имела признаков дробления, а общая их сумма в течение года была менее 2 млн рублей или 5 % от совокупного годового объема закупок и оказалась при этом не более 50 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
  • Форс-мажорные ситуации Закон разрешает неконкурентные способы закупок при наступлении обстоятельств непреодолимой силы. Заказчики часто прибегают к данному положению для обоснования процедуры выбора поставщика (подрядчика). Какие именно условия подпадают под определение обстоятельств непреодолимой силы, изложено в ст. 401 Гражданского кодекса РФ. В частности, погодные явления, характеристики которых не являются аномальными, нельзя отнести к форс-мажорам, так же как и ненадлежащее исполнение подрядчиком своих обязанностей. Поясним вышесказанное конкретными примерами. Пример 1. Приближается конец финансового года. Бюджетная организация получила финансирование на определенные цели в декабре 2020 года. В этом случае просто нет времени на поиск исполнителя через конкурентные способы. Имеет ли право заказчик на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 закона № ФЗ-44 провести сделку с единственным поставщиком, то есть воспользоваться неконкурентным способом закупки?

    Пункт 9 части 1 статьи 93 № 44-ФЗ регламентирует возможность проведения сделки с единственным поставщиком, необходимость которой возникла вследствие аварийных и чрезвычайных событий, обстоятельств непреодолимой силы. В этом случае прочие процедуры поиска поставщика и подрядчика не рассматриваются ввиду их длительности, так как необходимо быстро устранять последствия форс-мажоров, аварий и оказывать помощь. Читайте также: «Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: основания и документация» Что же касается обстоятельств из нашего примера, то приближение конца финансового года и отсутствие времени на проведение конкурентной процедуры нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы. Следовательно, подробное обоснование выбора неконкурентного способа является неправомерным. Этот же вывод подтверждают Минэкономразвития России, практика ФАС России и арбитражные суды. Пример 2. Профилактические работы. На одном из производственных участков предприятия создалась угроза аварийной ситуации. Являются ли эти обстоятельства форс-мажором, позволяющим прибегнуть к неконкурентному способу закупок и выбрать единственного поставщика? В данном случае сами обстоятельства непреодолимой силы как таковые отсутствуют, угрозу их возникновения нельзя отнести к форс-мажору. Следовательно, нет законных условий для выбора неконкурентного способа закупок в этот конкретный момент. Арбитражная практика свидетельствует о том, что контракт с единственным поставщиком признается законным только в том случае, если он был заключен при фактически имеющихся обстоятельствах непреодолимой силы, то есть, когда авария уже произошла. Если существует только угроза аварийной ситуации, то лучше выбрать поставщика конкурентным способом. Пример 3. Оформление договора с поставщиком после того, как произошла авария. На предприятии имела место аварийная ситуация, но после нее прошло достаточно много времени. Руководство решило осуществить сделку неконкурентным способом, выбрав единственного поставщика. Обоснованием данного действия было наступление обстоятельств непреодолимой силы. Можно ли признать законным такой контракт? Поскольку с момента аварии прошло достаточно времени, то существует вероятность, что подобная ситуация не будет признана форс-мажором. В законе сказано, что основанием для заключения контракта с единственным поставщиком является необходимость проведения срочных работ для устранения последствий техногенных и природных катастроф, прочих обстоятельств непреодолимой силы. В этом случае у заказчика должны быть доказательства того, что работы нужно выполнить срочно. Следовательно, проводить конкурсные процедуры и тратить на это много времени он не может. Таким образом, если авария произошла давно, то нельзя говорить о потребности в срочных работах для устранения ее последствий. Значит, в данном случае неконкурентный способ сделки и заключение контракта с единственным поставщиком является неправомерным. На практике Арбитражный суд будет выносить решение на основании того, имел ли заказчик достаточно времени для проведения конкурсной процедуры.

Правила выбора способа закупки Заказчик, выбирая конкурентные и неконкурентные способы закупок, оценивает собственные потребности и запас времени на заключение контракта.

При этом метод поиска исполнителя определяется с учетом следующих факторов:

  1. какова начальная максимальная цена контракта, установленная для предполагаемого объекта сделки;
  2. каковы возможности самого заказчика в части организации и проведения той или иной процедуры по приобретению требуемого объекта.
  3. существуют ли требования законодательства по выбору конкурентных и неконкурентных способов закупок в отношении конкретного объекта (в частности, услуги по водоснабжению можно закупить только у компании-монополиста с применением неконкурентной процедуры, а товары из определенного перечня приобретаются исключительно методом конкурентной процедуры);
  4. сколько времени имеется у заказчика до момента подписания договора;
  5. цена и показатели качества объекта сделки, а также их вариативность по мере реализации контракта;

Проанализировав все вышеуказанные вопросы, государственное предприятие выбирает подходящий метод поиска исполнителя из имеющихся конкурентных и неконкурентных способов закупок. Преимущества и недостатки неконкурентных способов закупок К плюсам неконкурентных способов закупок относятся:

  1. Для заказчика неконкурентный способ закупки обходится намного дешевле, чем проведение конкурентных процедур.
  2. Обычно заказчик выбирает единственного поставщика из тех контрагентов, с которыми он уже сотрудничал в прошлом и имеет положительный опыт.
  3. Обеспечивается максимальное соответствие процедуры заключения контракта законодательным нормам.
  4. Проведение сделки посредством неконкурентной процедуры реализуется по более простой схеме и значительно быстрее, чем при конкурсном отборе.

Негативные моменты заключения контракта с единственным поставщиком:

  1. У заказчика нет возможности повлиять на цену контракта и выбрать более низкую, как, например, при проведении электронного аукциона.
  2. Сделки с единственным поставщиком находятся под пристальным вниманием ФАС, так как при таких формах закупок существуют значительные возможности для злоупотреблений. Контролирующие службы следят за расходованием бюджетных средств в рамках таких контрактов, чтобы не допустить сговора сторон и нарушения закона.

    Выбирая неконкурентный способ закупки, заказчик должен отдавать себе отчет, что все отклонения от правовых норм в ходе сделки повлекут определенные последствия.

  3. Заказчик не может выбрать более подходящие условия реализации контракта, так как это возможно только при проведении конкурентной процедуры.

Значительным преимуществом сделки с единственным поставщиком перед конкурентными процедурами является простата схемы и меньшие сроки. Здесь не приходится устраивать конкурсный отбор участников, выбирая исполнителя.

Кроме того, при неконкурентном способе закупок нет необходимости составлять пакет конкурсной документации. Но к некоторым неконкурентным способам закупок по 223 ФЗ с 01 июля 2018 предъявляется ряд дополнительных требований. Так, заказчик должен обосновать необходимость выбора единственного поставщика, передать соответствующую информацию о намерении сторон в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Также законом определен круг ситуаций, когда заказчик обязан принимать товар с участием экспертной организации. Несмотря на то, что закупки неконкурентными способами реализуются намного быстрее конкурсных, для осуществления сделки все равно требуется какое-то время и выполняются определенные подготовительные шаги.

Схема проведения закупки регулируется законом № 44-ФЗ.

Государственные учреждения, заключающие контракты с поставщиками и подрядчиками в рамках этого нормативного акта, обязаны придерживаться установленного регламента.

Читайте также:

«Что такое конкурентная закупка: основные требования и этапы проведения»

Если контролирующими органами выявляются отклонения от требований законодательства при проведении неконкурентных сделок, то существует вероятность, что контракт будет признан недействительным.

Государственный контроль: цель и способы При использовании неконкурентных способов закупки предприятие выстраивает торговые отношения с единственным исполнителем. Следовательно, такое сотрудничество может обладать признаками монополии и присущими этому явлению рисками. Государство стремится минимизировать опасность злоупотреблений, прибегая к регулированию таких отношений целым рядом правовых актов и введением санкций за их нарушение.

Механизм закупок у единственного поставщика является вполне легитимным, но на законодательном уровне государство максимально старается обеспечить его регламент (закон № 223-ФЗ), чтобы не допустить злоупотреблений и гарантировать соблюдение прав каждого из участников сделки. Вышеуказанный закон регламентирует все обстоятельства проведения закупок неконкурентным способом: в каком случае можно выбирать эту схему, в каком порядке выстраивается взаимодействие сторон, в каком объеме подготавливается документация (в том числе отчетная), в каком случае продавцы или покупатели могут быть признаны недобросовестными.

Помимо 223-ФЗ, существуют и другие правовые акты, нормирующие неконкурентные способы закупок. Заказчики, осуществляющие сделки с единственным поставщиком, должны руководствоваться положениями всех этих законов и правил, так как в них изложены не только рядовые обстоятельства, допускающие подобного рода неконкурентные процедуры, но и случаи, относящиеся к исключениям. Закон 223-ФЗ, прежде всего, устанавливает, какие организации имеют право использовать неконкурентные процедуры.

К таковым относятся:

  1. Предприятия, относящиеся к сфере естественных монополий (газо- и нефтедобыча и переработка).
  2. Организации, доля участия государства в которых превышает 50 %.
  3. Компании, работающие в сферах, деятельность которых регулируется государством (в частности, осуществляющие снабжение ресурсами: электроэнергией, водой и пр.).
  4. Бюджетные учреждения, осуществляющие закупки у единственного поставщика за счет внебюджетных средств, например грантов или прибыли от собственной деятельности.

В качестве исполнителя или поставщика по контракту может выступать любое юридическое или физическое лицо, включая индивидуальных предпринимателей. Что включает подготовка к заключению контракта

При выборе способа закупки заказчик проводит подготовительную работу, основная задача которой – поиск исполнителя. Обычная практика предполагает конкурентную процедуру, когда заказчик рассматривает заявки потенциальных поставщиков и останавливается на той из них, которая предлагает самые привлекательные условия.

И только в том случае, когда обстоятельства вынуждают заключить контракт с единственным доступным поставщиком, приходится выбирать неконкурентный способ закупки. Положения 223-ФЗ допускают сделку с единственным поставщиком, когда иные методы невозможны или нецелесообразны.
В связи с этим заказчик обязан оформить пакет документов, содержащий следующую информацию:

  1. Обзор цен сегмента рынка, к которому относится объект сделки, с обоснованием выбора поставщика.
  2. Проект контракта.
  3. Аналитический отчет, обосновывающий необходимость неконкурентного способа закупки.
  4. Извещение о закупке у единственного поставщика.
  5. Официальное обращение для согласования сделки.

При некоторых сделках нет необходимости оформлять полностью вышеуказанный перечень документов.

Существуют такие контракты, когда заказчик обходится минимальным набором бумаг. Закупка у единственного поставщика: отчет-обоснование Как уже говорилось выше, если заказчик прибегает к неконкурентному способу закупки, то он обязан обосновать свой выбор, изложить в специальном отчете, по каким причинам проводится сделка с единственным поставщиком.

Закупка у единственного поставщика: отчет-обоснование Как уже говорилось выше, если заказчик прибегает к неконкурентному способу закупки, то он обязан обосновать свой выбор, изложить в специальном отчете, по каким причинам проводится сделка с единственным поставщиком. Руководитель предприятия или уполномоченное лицо предоставляет этот отчет в контролирующий орган. Содержание и форма данного документа не регламентируются законом 44-ФЗ, но обычно в него включают следующую информацию:

  1. Дата составления договора.
  2. Обоснование необходимости выбора неконкурентного способа проведения сделки (приводятся конкретные факты).
  3. Описание объекта закупки – наименование, количество, цели. Указывается общая сумма контракта и сроки его реализации. По каждой позиции необходимо также предоставить обоснование.
  4. Код, присвоенный закупке.
  5. Наименование организации-заказчика.

В каких случаях учреждения чаще всего прибегают к неконкурентным способам закупок?

Среди самых распространенных причин – приобретение новой техники при поломке существующей. Также контракт с единственным поставщиком заключается при необходимости срочного ремонта, например, электрической проводки в школе. В данном случае руководство образовательного учреждения вынуждено оперативно принимать меры, иначе неисправность электрической сети обернется большими убытками, так как велика вероятность выхода из строя остального электрического оборудования.

Подобные обстоятельства – вполне достаточное основание для выбора неконкурентного способа закупок.

Или, например, в школе сгорели компьютеры перед самыми экзаменами.

У администрации не остается времени для проведения конкурсной процедуры и поиска наиболее выгодных цен, поэтому приобретение нового оборудования осуществляется у единственного поставщика.

При планировании данной сделки должен быть составлен отчет, в котором необходимо отразить, сколько новых компьютеров будет приобретено (их число должно совпадать с количеством выбывшего из строя оборудования), какова сумма каждой единицы и всего контракта. В том числе потребуется учесть стоимость дополнительных услуг по доставке, настройке и пр.

Как определяют стоимость контракта при неконкурентных закупках

Выбор неконкурентного способа закупки влечет за собой необходимость грамотно рассчитать и обосновать цену контракта. Вся информация сводится в отдельный документ.

Для определения цены существуют стандартные методы, применяемые в том числе и при конкурентных процедурах: метод сопоставимых рыночных цен, нормативный, тарифный, проектно-сметный или затратный.

Закон устанавливает конкретные методы для определения цены только в следующих случаях:

  1. Сделка проводится в рамках гособоронзаказа.
  2. Объектом сделки является экономжилье.

Здесь стоимость контракта рассчитывается на основании определенных критериев. Определившись с методом проведения сделки и подготовив соответствующую документацию, заказчик передает ее для рассмотрения в контролирующую инстанцию.

Контракт сторонам можно подписывать только в том случае, если после рассмотрения бумаг будет вынесено одобрение. Закон № 44-ФЗ в п. 3, 6, 9, 11, 12,18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 указывает обстоятельства, когда при сделке с единственным поставщиком заказчик должен рассчитать цену контракта и привести ее обоснование (ч.

4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). В этом случае тезисы по обоснованию цены должны быть отражены в содержании самого контракта. Для чего нужна публикация информации о сделке Несмотря на то, что закупка осуществляется неконкурентным способом, с целью прозрачности и открытости сделки информация о ней публикуется в открытом доступе на специальных ресурсах. Закон вменяет в обязанность заказчику подготовить и разместить эти сведения.

Существует несколько электронных площадок в Интернете, на которых публикуются подобные извещения.

Документ содержит информацию о сторонах сделки, объекте и условиях договора. Но если в данных пунктах имеются секретные сведения, то они публикации не подлежат.

Как происходит заключение контракта при неконкурентных закупках

Если закупка проводится неконкурентным способом, то отношения оформляются контрактом, составленным в одной из двух возможных форм:

  • Типовая (базируется строго на положениях закона в полном объеме).
  • Упрощенная (требования более мягкие).

Читайте также: «Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ, и для кого они нужны» Вторая форма контракта применяется, если имеются следующие обстоятельства:

  1. Сумма контракта небольшая.
  2. Производится закупка услуг коммунальных предприятий.
  3. Объект закупки относится к сфере естественной монополии и центральному депозитарию.
  4. Производится закупка для учреждений сферы здравоохранения, культуры, спорта или для нужд госаппарата.

Под упрощенной формой контракта понимаются такие, которые разрешены Гражданским кодексом РФ.

В том числе стороны могут использовать устную форму договора, если сделка с единственным поставщиком заключается на сумму не более 100 000 рублей.

Нюансы, связанные с исполнением контракта При выборе неконкурентных способов закупок заказчику необходимо учитывать, что приемка товара или выполненной работы по контракту проводится с участием экспертной комиссии.

Это требование присутствует при большинстве сделок подобного рода. В качестве экспертов могут выступать как приглашенные специалисты, так и сотрудники заказчика. Проводить экспертизу не понадобится, если:

  1. контракт с организацией или частным специалистом заключается с целью оказания экспертных услуг;
  2. экспертиза уже была проведена на основании требований других нормативных актов (например, проектная документация на строительство и пр. обязательно подвергается экспертизе).
  3. сумма и объем контракта маленькие;

После того как контракт исполнен, должен быть составлен по его итогам отчет с последующей публикацией в Единой информационной системе.

В отчет включаются существенные условия сделки.

Помимо этого, необходимо приложить документы, которые были составлены заказчиком на начальных этапах подготовки. Сделка с единственным поставщиком представляет собой неконкурентный способ закупок, к которому прибегают для приобретения товаров, услуг, работ (особенно срочных), потребителями которых являются государственные учреждения, муниципальные образования. Помимо этого, по такой схеме приобретаются объекты, относящиеся к деятельности естественных монополий.

В целях контроля за расходованием бюджетных денег государство строго следит за подобными сделками, в некоторых случаях требуя согласовывать контракты.

Чтобы не вызывать противодействия со стороны контролирующих органов, заказчику следует в точности соблюдать требования правовых актов в сфере закупок. В этом случае можно спокойно заключать контракты с единственным поставщиком для любых целей.

223‑ФЗ: заказчики и виды процедур

Кто может стать вашим заказчиком по 223-ФЗ?

  1. Естественные монополии. Например, РЖД.
  2. Бюджетные организации, которые участвуют в закупке в качестве поставщика или закупаются на субсидии, гранты и заработанные деньги.
  3. ГУПы и МУПы. Например, МБУ «МИАЦ».
  4. Автономные учреждения.

    Например, ГАУЗ «Брянский областной госпиталь для ветеранов войн».

  5. Госкомпании. Например, Ростелеком.
  6. Компании, в уставном капитале которых доля государства больше 50% – ВТБ, а также их «дочки» и «внучки» — Банк Москвы.
  7. Регулируемые государством предприятия коммунального комплекса.

    Например, «Екатеринбурггаз».

  8. Госкорпорации.

    Например, Росатом.

Заказчики публикуют свои закупки на zakupki.gov.ru, а проводить закупки могут на любой площадке.

Количество площадок по 223-ФЗ пока ничем не ограничено, поэтому их уже больше 150. Отслеживать закупки удобно с помощью поисковых сервисов или zakupki.gov.ru.

Важно: закупки меньше 100 000 рублей (или 500 000 — для крупных компаний) не обязательно публиковать на zakupki.gov.ru.

Чаще всего эти закупки размещаются на сайте заказчика. Какие документы регламентируют закупки?

223-ФЗ, статьи 447-449 гражданского кодекса РФ, статья 17 135-ФЗ «О защите конкуренции», положение о закупке каждого отдельного заказчика.

Базовый документ — положение о закупке каждого отдельного заказчика. В нем заказчик указывает:

  1. условия применения торговых и неторговых процедур,
  2. способы проведения своих закупок,
  3. порядок подготовки и проведения процедур,
  4. порядок заключения, изменения и исполнения контрактов,
  5. требования к обеспечению контракта,
  6. перечень товаров, которые закупаются только определенным способом,
  7. другие параметры закупок.

Какие процедуры может проводить заказчик? В положении о закупке заказчик прописывает конкурентные и неконкурентные способы закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика.

Конкурентные закупки можно проводить в виде:

  1. конкурсов,
  2. запросов предложений,
  3. аукционов,
  4. запросов котировок.

По сути заказчик может проводить любые закупки, которые не противоречат 223-ФЗ, но если объявляет любую из четырех указанных процедур, то соблюдает правила торгов из Гражданского кодекса:

  1. Продлевает срок подачи заявок, если что-то изменилось в документации.
  2. Отвечает на запрос предложений в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса.
  3. Обязательно заключает контракт с победителем.

    При этом не раньше 10 дней и не позже 20 дней с момента публикации протокола.

  4. Может отменить закупку, только пока не закончился срок приемки заявок и при форс-мажоре.

Организация вправе закупать товары, работы и услуги любыми способами, прописанными в ее положении, например:

  1. запрос цен (открытый, закрытый)
  2. закупка иного способа размещения (конкурентные переговоры, неконкурентные закупки, котировочная сессия и т д.)
  3. запрос предложений (открытый, закрытый)
  4. закупка у единственного поставщика (или прямая закупка)

Большая часть закупок проводится иными способами.

На втором месте — закупки у единственного поставщика. Но постепенно заказчики склоняются к конкурентным процедурам, когда несколько поставщиков борются за контракт.

При проведении торговой процедуры (аукцион, конкурс, запрос предложение и запрос котировок) заказчик обязан заключить контракт с победителем. В остальных случаях он может не подписывать договор с победителем без объяснения причин. Он также не обязан обосновывать закупку, начальную минимальную цену контракта и в любой момент может отменить закупку.

Закупки у малого и среднего бизнеса С 1 октября 2018 года заказчики могут проводить конкурентные закупки у малого и среднего бизнеса (МСП) только на восьми ЭТП госзакупок четырьмя способами:

  1. запрос котировок.
  2. конкурс,
  3. аукцион,
  4. запрос предложение,

С 1 января 2016 заказчики используют единую форму принадлежности участников к МСП. Мы подробно написали о преимуществах для малого и среднего бизнеса в закупках по 223-ФЗ. Особенности участия Некоторые поставщики считают, что работать с заказчиками по 223-ФЗ проще:

  1. может изменять условия контракта (например, продлить срок исполнения),
  2. заказчик не может требовать обеспечения заявки в закупках до 5 млн рублей,
  3. нет обязательных штрафов для поставщиков.
  4. не обязан требовать обеспечение контракта,

Изучите закупки по 223-ФЗ в своем регионе.

Возможно, среди них найдутся интересные и рентабельные.

Если вы уже исполняли контракты, поделитесь в комментариях своими впечатлениями: позитивными или негативными. Это поможет другим участникам избежать ошибок.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+