Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Импортные таможенные тарифы в россии функции

Импортные таможенные тарифы в россии функции

Таможенные тарифы — это. Единый таможенный тариф. Виды таможенных тарифов

Основными элементами механизма регулирования тарифов служат таможенные пошлины, которые определяют размер оплаты по экспортным и импортным товарам, для чего и существуют таможенные тарифы. Это перечень ставок, составленный в единой системе.

Они могут быть простыми и сложными, импортными и экспортными.Это установление более двух ставок по каждому из товаров, что будет зависеть от страны его происхождения. Самая высокая ставка считается автономной. Её называют генеральной, что предполагает применение к товарам государств, которые не заключили торговые соглашения и договоры.

Низкая ставка — конвенционная. Она бывает минимальной и налагается на товары стран, которые торгуют в режиме благоприятствования, и по отношению к ним низкие таможенные тарифы — это результат заключения определённых торговых договоров.Также предусматривается возможность ситуации, когда вводятся дополнительные компенсационные или антидемпинговые пошлины.

Такие таможенные тарифы — это исключение из правил, которое их лишь подчёркивает, потому что уровень их иногда превышает даже максимум ставок, причём значительно. Существует и тарифная квота, которая регулирует количество товара, ввозимого в страну беспошлинно или же по сниженной ставке. — это систематизированные таможенные пошлины, применяющиеся к обложению товаров при импорте (а иногда и при экспорте) из той или иной страны.

Они являются классическим инструментом для регулирования всей внешней торговли.Существует определение, что таможенные пошлины — налоги, которые взимаются при пересечении границ и повышают цены экспортируемых или импортируемых товаров, оказывая тем самым влияние и на объём, и на структуру оборота внешней торговли. К основным функциям таможенных тарифов относятся следующие:

  • Третья функция — балансировочная, она относится только к экспорту и установлена для того, чтобы предотвратить нежелательный экспорт товаров, цены на которые внутри страны ниже мировых по тем или иным причинам. Таможенные пошлины обычно классифицируют по способу взимания, по объекту обложения, по характеру, по типам ставок и по способу вычисления.
  • Вторая функция — защитная (или протекционистская). Она относится только к импорту, и благодаря ей государство охраняет местных производителей от иностранной конкуренции, которая иногда очень нежелательна.
  • Первая — фискальная, относящаяся и к импорту, и к экспорту, поскольку все таможенные пошлины — доходная статья госбюджета.

В чем особенности применения таможенных тарифов по способу взимания?

Их разделяют на адвалорные, когда пошлина начисляется в процентах к стоимости товаров (например, 25% от таможенной стоимости); специфические, когда пошлина имеет установленный размер за единицу товара (например, $15 за 1т); комбинированные, когда сочетаются уже перечисленные виды таможенных тарифов (например, 25% от таможенной стоимости, но не более $15 за 1т).Если товары имеют разные качественные характеристики, но являются одной товарной группой, чаще всего применяется адвалорная пошлина, аналогичная пропорциональному налогу продаж, который и применяется во всех подобных случаях. Специфические же обычно накладывают на все стандартизированные товары.

Несколько иначе применяют таможенный тариф Таможенного который и создан был для отмены всяческих пошлин в торговле между странами договора.По объекту обложения таможенные пошлины разделяются на импортные, экспортные и транзитные.

Импортные пошлины представляют собой налоговые платежи на товары, которые ввозятся на территорию государства. Эти деньги идут в доход государственного бюджета, а сами пошлины регулируют объёмы импорта, поэтому наиболее распространены по всему миру. Импортные пошлины влияют на экономику как инструмент стимулирования отечественных производств, поскольку дают прибавку к стоимости товара из-за рубежа.

К слову, этот механизм работает ещё и как инструмент политических санкций.Политическая ситуация очень влияет на размеры импортных пошлин.

Государство может одинаковые товары из разных стран облагать пошлинами с применением разных таможенных тарифов: от минимального для стран, отношения с которыми складываются благоприятно, до максимально повышенных пошлин для тех государств, в отношениях с которыми существует напряжённость.

Ещё таможенные тарифы зависят от категории товара и его рыночной стоимости.Когда экспортные товары пересекают границу государства, при выпуске на них иногда накладываются пошлины. Случается это крайне редко, только с целью сокращения экспорта и пополнения бюджета, а также в случае слишком больших различий внутренних цен, которые регулируются, и свободных на мировом рынке.Транзитными пошлинами облагаются товары, перевозимые транзитом сквозь территорию государства. Используются они тоже очень и очень редко, чаще всего как инструмент торговой войны.

Также таможенные тарифы могут быть изменяющимися — сезонными, и применяться для того, чтобы оперативно регулировать торговлю между странами продуктами сезонного характера (чаще это сельскохозяйственная продукция). Товары, которые производились с использованием субсидий, тоже при импорте облагаются пошлиной — компенсационной.Важнейший организационный принцип, по которому выстроены таможенные тарифы, — классификация товаров. Именно так выглядит Единый таможенный тариф с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров, которая была разработана СТС.

Его сутью являются классификационные схемы, в основе которых лежат национальные таможенные тарифы.Используют Единый таможенный тариф более ста государств, что и определяет эффективность их экономики.

Товары, которые обращаются в международной торговле, сгруппированы в шесть подразделений, среди которых — разделы, группы, подгруппы, товарные позиции, подпозиции и субпозиции.

На каждый товар определён особый денежный сбор при пересечении границ.

В нашей стране к относятся ввозная и вывозная таможенные пошлины; налоги на добавленную стоимость, взимаемые при ввозе товаров; акциз и таможенные сборы.Такой сбор осуществляется как защитная или ответная мера в определённых случаях.1. Если товары ввозятся в страну с неприемлемыми условиями и в таких количествах, которые причинят вред отечественному производителю.2.

Для прекращения деятельности внешнеэкономических партнёров, нарушающих интересы государства недобросовестной конкуренцией.3. Как ответная мера на недружественные или дискриминационные действия иностранных государств и действия их в союзах против России.Размер таможенного тарифа этой пошлины не прописан специально, поскольку он устанавливается отдельно в каждом случае.
Как ответная мера на недружественные или дискриминационные действия иностранных государств и действия их в союзах против России.Размер таможенного тарифа этой пошлины не прописан специально, поскольку он устанавливается отдельно в каждом случае.

Кроме того, размеры таких пошлин соотносятся с величиной выявленного ущерба, установленного расследованием.Ставки всех ввозных пошлин определены правительством РФ в тех пределах, который предусматривает Закон «О таможенном тарифе». Существует свод ставок, которые применяются к товарам, перемещающимся через границу России. Они систематизированы в рамках российской внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), которая разработана на основе ГС (Гармонизированная система кодирования и описания товаров).Последнюю рекомендовала Международная торговая палата в 1991 году и КН ЕС (Комбинированная тарифно-статистическая номенклатура ЕС).

Ставки вывозных пошлин, а также перечень товаров, к которым они применяются, устанавливает правительство РФ. В рамках внешнеэкономической деятельности России применяется не только пошлина на ввоз, вывоз и международный транзит товаров, но также действуют многие виды тарифных льгот.Во Всемирной таможенной организации (ВТамО) один раз в пять лет утверждается следующее издание номенклатуры ГС.

С 1 января 2017 года введено шестое издание ГС, основанное на пятом, которое вступило в силу в 2012 году.

Однако различия в этих редакциях имеются.

Формально ВТО выступает за то, чтобы соблюдался режим максимального благоприятствования, который не предусматривает увеличения таможенных тарифов.

Однако на деле происходит почти обратное. Именно этим и объясняются многие изменения.В октябре 2016 года решением Совета ЕЭК установлено, что одновременно с новым изданием номенклатуры ГС будет в новой редакции применяться и ТН ВЭД ЕАЭС, а также это касается и Единого таможенного тарифа (ЕТТ ЕАЭС).

В перечне отдельных товаров появились изменения ставок ввозных пошлин. Это коснулось и промышленных, и сельскохозяйственных товаров. 9 сентября, 2017 Статья закончилась.

Вопросы остались? Комментарии 0 Следят за новыми комментариями — 8 Загрузить аватар Отмена Ответить Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий. Отмена Сохранить × Причина жалобы Нежелательная реклама или спам Материалы сексуального или порнографического характера Оскорбление Детская порнография Пропаганда наркотиков Насилие, причинение себе вреда Экстремизм Взлом аккаунта Фейковый аккаунт Другое Сообщить

Таможенные тариф на импорт

Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт, представляющая собой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. Существенное значение имеет понятие импортного таможенного тарифа (ИТТ), который представляет собой систематизированный перечень (номенклатуру) ввозимых товаров, облагаемых при этом таможенными пошлинами, а также совокупность методов определения таможенной стоимости таких товаров и взимания пошлин; механизм введения, изменения или отмены пошлин; правила определения страны происхождения товара; пределы полномочий органов исполнительной власти в таможенной области.

ИТТ базируется на принимаемых в разных странах законодательных актах, таможенных кодексах. Вместе с внутренней налоговой системой страны ИТТ регулирует общий экономический климат в ней и оказывает существенное воздействие на многие процессы, протекающие в экономической жизни страны. Активная часть ИТТ — ставки таможенных пошлин, являющихся по своей сути своеобразным налогом на право ввоза иностранного товара (пошлины взимаются в момент пересечения таможенной границы государства).

ИТТ действуют параллельно с внутренней налоговой системой, включая налоги на импорт, и оказывают влияние на уровень внутренних цен, формирование торговой структуры импорта, обеспечивают экономическую безопасность и защиту отраслей национальной экономики от иностранных конкурентов. Эффективная защита национального рынка зависит от ставки ИТТ.

Структура ИТТ для эффективной защиты внутреннего рынка строится на принципе тарифной эскалации: ставки пошлин повышаются по мере углубления процесса обработки товара, иными словами, на сырье действуют более низкие ставки пошлины, а на готовые изделия — наиболее высокие. Например, в США, Канаде, Японии средние ставки на текстиль составляют 9%, на готовую единицу из текстиля — 14%.

Что касается России, то ее система импортных пошлин состоит из трех уровней: сырье; материалы и комплектующие изделия; полуфабрикаты и готовые изделия. Пошлинами облагается почти весь импорт продуктов питания (ставки доходят до 30%), одежды из текстиля и кожи (до 35%), промышленной готовой продукции (до 30%). Самые низкие импортные пошлины приходятся на импорт сырья (0,5% его таможенной стоимости) и на полуфабрикаты (не более 10%).

Некоторые виды импортных товаров (часть лекарственных препаратов, детское питание и некоторые другие) полностью освобождены от таможенных пошлин. В России импортные пошлины в несколько раз превышают средний уровень импортных пошлин в большинстве развитых стран.

Раздел I 133

Таможенный тариф

 — Комментарий к статье 2 Закона РФ «О таможенном тарифе»: В пункте 1 комментируемой статьи как формы в зависимости от конкретного вида товара, перемещаемого через таможенную границу. представляет собой систематизированную роспись всех товаров, на которые установлены ввозные и вывозные таможенные пошлины, с указанием размера обложения — ставки таможенной пошлины. В таможенном тарифе устанавливается соответствие между двумя структурными элементами — товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин.

Слово «тариф» берет свое происхождение от названия небольшого города Тарифы, расположенного близ Гибралтарского пролива.

Во время своего владычества над проливом арабы взимали в Тарифе сбор со всех судов, проходивших через пролив.

Величина такого сбора рассчитывалась по особой таблице в соответствии с качеством и количеством груза. Впоследствии, как отмечается в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, таблицы для взимания разного рода сборов, в том числе и таможенных, стали применяться и в других странах, и слово «тариф» вошло во всеобщее употребление. Еще в начале ХХ века в ряде стран существовали таможенные системы, обходившиеся без таможенных тарифов.

Так, в Китае все товары, ввозимые и вывозимые через морские китайские таможни, облагались единой ставкой в 5%, в Индии такая ставка составляла 3,5%, а в Египте — 8% и т.д.

Однако с развитием экономики, диверсификацией товарной структуры внешней торговли, обострением конкурентной борьбы на мировых рынках происходит детализация и усложнение таможенных тарифов. Ставки таможенных пошлин ставятся в зависимость от вида товара, его позиции в товарной номенклатуре, используемой в таможенных целях. Благодаря возможности дифференцировать ставки таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товара, таможенный тариф стал использоваться и как эффективный инструмент внешнеторговой политики.

Появляются простые (одноколонные) и сложные (многоколонные) тарифы. Простой таможенный тариф содержит для каждого товара лишь одну ставку таможенной пошлины, применяемую вне зависимости от страны происхождения.

Что же касается сложного таможенного тарифа, то в нем для каждого товара в зависимости от различных торгово-политических режимов устанавливаются две или более ставок таможенных пошлин. Простой таможенный тариф иначе называют одноколонным, а сложный — многоколонным.

Поскольку простые таможенные тарифы не обеспечивают должной маневренности на торговых переговорах, в современных условиях они практически повсеместно уступили место сложным таможенным тарифам. В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на: а) базовые — ими облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с данной страной предоставлен режим наибольшего благоприятствования.

В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на: а) базовые — ими облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с данной страной предоставлен режим наибольшего благоприятствования.

Иначе такие ставки называют минимальными; б) преференциальные — эти ставки, как видно из названия, представляют собой разновидность льготных ставок таможенной пошлины, предоставляемых отдельным странам или группам стран. Раньше преференциальные ставки обычно даровались метрополией своим колониям.

Сейчас преференциальные ставки используются, как правило, в торговле с развивающимися странами.

В рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) с 1971 года стала создаваться Общая система преференций, в соответствии с которой промышленно развитыми странами в одностороннем порядке предоставляются тарифные льготы в пользу развивающихся стран. В мировой внешнеторговой практике импорт из наименее развитых стран осуществляется, как правило, на беспошлинной основе, а из остальных развивающихся стран подлежит обложению таможенными пошлинами по ставкам, вдвое меньшим, чем обычные (базовые).

В Российской Федерации в настоящий момент величина преференциальных ставок составляет 3/4 от базовых ставок; в) максимальные — по этим ставкам рассчитываются таможенные пошлины на товары, происходящие из всех остальных государств (т.е.

государств, в отношении которых данная страна не предоставила ни режима наибольшего благоприятствования, ни преференциального режима. Иногда эти ставки называют еще генеральными или общими.

Следует заметить, что иногда в сложном тарифе некоторые виды перечисленных ставок (базовые, преференциальные или максимальные) могут не выделяться в отдельную колонку.

В этом случае в правовом акте, устанавливающем правила применения таможенного тарифа и (или) в пояснениях к самому таможенному тарифу может быть указано, что для товаров, происходящих из государств, перечисленных в особом списке, ставка таможенной пошлины изменяется в установленное количество раз. По своей правовой природе сложные таможенные тарифы могут быть автономными и автономно-конвенционными.

По своей правовой природе сложные таможенные тарифы могут быть автономными и автономно-конвенционными. Автономные тарифы содержат ставки таможенной пошлины, устанавливаемые компетентным государственным органом (парламентом или правительством) данной страны.

Автономные тарифы не содержат конвенционных (договорных) пошлин, ставки которых определяются в ходе международных торговых переговоров.

Автономные ставки могут быть изменены решением компетентного государственного органа без согласования со странами — внешнеторговыми партнерами. Автономно-конвенционные тарифы наряду с автономными ставками содержат также и конвенционные (договорные) ставки. Конвенционные ставки распространяются только на те товары, которые указаны в соответствующих торговых договорах (соглашениях).

Ставка договорной таможенной пошлины не может быть изменена в одностороннем порядке. Срок ее применения определяется сроком действия соответствующего международного договора (соглашения). Между уровнем экономического развития страны и ставками ввозных пошлин в таможенном тарифе существует определенная закономерность.

Обычно, чем выше экономический уровень экономического развития страны, тем ниже ставки таможенных пошлин, так как по общему правилу страна, имеющая конкурентоспособную промышленность, не нуждается в дополнительной ее защите с помощью таможенного обложения. Пункт 2 комментируемой статьи посвящен товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, являющейся структурным элементом таможенного тарифа. Каждый товар, включенный в , должен идентифицироваться в его номенклатуре под каким-либо наименованием, которому соответствует определенная строка тарифа с указанием ставки таможенной пошлины.

Идентифицированный таким образом товар в соответствии с заранее установленными правилами может включаться в более широкие видовые и родовые группы, а также в разделы схожих по каким-либо признакам товаров. Группировка товаров в таможенных тарифах — это не только техническая, но и торгово-политическая задача. Долгое время в различных странах существовали собственные национальные системы классификации товаров в таможенных целях.

В «старых» тарифах товары классифицировались по наименованию в алфавитном порядке. Позже товары стали группироваться по принципу происхождения (продукты животного происхождения, минералы и т.д.), по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия) или с использованием обоих методов.

До начала XIX века ассортимент товаров международной торговли был относительно узок, поэтому проблема группировки описаний товаров в таможенных целях отсутствовала.

С развитием внешней торговли и внешнеэкономических связей со всей очевидностью проявилась необходимость унификации принципов классификации товаров в таможенных тарифах. В 1950 году в рамках Совета таможенного сотрудничества (ныне эта международная организация называется Всемирной таможенной организацией) была разработана Брюссельская товарная номенклатура — Конвенция о Номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах (Брюссель, 15 декабря 1950 года). В 1983 году под эгидой этой же международной организации была завершена работа над Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС), вступившей в силу с 1 января 1988 года.

Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 372). Для России Конвенция вступила в силу с 1 января 1997 года.

Процедура определения места товара в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности имеет важное экономическое и правовое значение. Во-первых, от места нахождения товара в таможенном тарифе, т.е.

его товарной позиции, зависит величина ставки таможенной пошлины, а следовательно, уровень таможенного обложения товара.

Во-вторых, товарная номенклатура используется при определении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в том числе нетарифных: лицензирования, квотирования, исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер.

В-третьих, товарная номенклатура — основа ведения таможенной статистики, которая позволяет проводить анализ внешнеторгового оборота и на его основе разрабатывать перспективные мероприятия таможенной политики и внешнеторговой политики. Перечисленные функции товарной номенклатуры закреплены в п. 2 ст. 39 Таможенного кодекса РФ, а также в п.

2 ст. 39 Таможенного кодекса РФ, а также в п. 1 Постановления Правительства РФ от 22 февраля 2000 года N 148

«О Таможенном тарифе Российской Федерации — своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности»

. Законодательство, в соответствии с комментируемым пунктом 2 статьи 2 Закона РФ «О таможенном тарифе» и п.

1 ст. 39 Таможенного кодекса РФ закрепив за Правительством РФ полномочия по определению Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД России), устанавливает основной принцип создания и развития товарной номенклатуры — соответствие принятым в международной практике системам классификации товаров в таможенных целях. ТН ВЭД России представляет собой национальную производную Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) — международной многоцелевой классификационной системы, используемой для публикации таможенных тарифов, ведения статистики внешней торговли, организации транспортно-экспедиторских операций и т.д. Другой международно-правовой основой Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ).

3 ноября 1995 года в Москве было подписано Соглашение о единой Товарной номенклатуре Содружества Независимых Государств.

Как это закреплено в ст. 1 Соглашения, ТН ВЭД СНГ применяется в государствах — участниках Содружества Независимых Государств для осуществления мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, совершенствования ведения статистического учета и обмена статистической информацией. С 1 января 1997 года действует второе издание ТН ВЭД СНГ, которое было подготовлено Государственным таможенным комитетом РФ на основании ст.

2 Соглашения о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 г., в связи с вступлением в силу с 1 января 1996 г. новой редакции Гармонизированной системы описания и кодирования товаров — международной основы ТН ВЭД СНГ. Второе издание ТН ВЭД СНГ было утверждено Советом руководителей таможенных служб Содружества.

С 1 апреля 2000 года длина кодового обозначения товара, применяемого в ТН ВЭД, составляет 10 цифровых знаков. Первые шесть знаков соответствуют кодовому обозначению, принятому в номенклатуре ГС. 7-й и 8-й знаки — это дополнительная детализация номенклатуры ГС, предпринятая в Комбинированной номенклатуре Европейского Союза.

Таким образом, первые восемь знаков ТН ВЭД соответствуют коду товара согласно Комбинированной номенклатуре Европейского Союза. 9-й знак ТН ВЭД России соответствует коду товара по ТН ВЭД СНГ. Наконец, 10-й знак ТН ВЭД России — нововведение Таможенного тарифа, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г.
Наконец, 10-й знак ТН ВЭД России — нововведение Таможенного тарифа, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г.

N 148. Суть его состоит в том, что теперь позиции, в которых товары фактически определялись не кодами, а текстовым описанием, переведены в основную структуру и получили самостоятельные 10-значные кодовые обозначения. Итак, ТН ВЭД России представляет собой развитие ТН ВЭД СНГ в интересах России на десятом знаке кодового обозначения.

При этом 9-значная ТН ВЭД СНГ сохраняется в качестве международной основы 10-значной ТН ВЭД России, что, в свою очередь, не нарушает обязательств Российской Федерации по Международной конвенции о Гармонизированной системе и Соглашению о единой ТН ВЭД СНГ. Для определения кода товара используют три составные части ТН ВЭД России: 1) собственно номенклатурную часть; 2) примечания к разделам и группам; 3) основные правила интерпретации ТН ВЭД. Кроме того, могут быть использованы и другие источники: сборники классификационных решений, алфавитный указатель, различные пояснения и т.д.

В письме ГТК России от 17 октября 2000 года N 01-06/29921 «О пояснениях к ТН ВЭД СНГ» таможенные органы, участники внешнеэкономической деятельности, декларанты и другие заинтересованные лица были проинформированы о выпуске нескольких томов Пояснений к ТН ВЭД СНГ — одного из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение товарной номенклатуры. Составной частью в структуру ТН ВЭД входят Основные правила интерпретации.

Существует шесть таких правил.

Руководствуясь первыми пятью правилами, определяют товарную позицию (первые 4 знака). В соответствии с шестым правилом находят субпозицию (5-й и 6-й разряды) и подсубпозицию (7 — 10-й разряды десятичного кода товара).

Особое значение в практике таможенно-тарифного регулирования имеет классификация товаров, то есть определение в отношении товара его классификационного кода (классификационных кодов) по ТН ВЭД (ст. 40 Таможенного кодекса РФ). Иными словами, классификация товаров — это отнесение товаров в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД России к конкретным позициям, субпозициям и подсубпозициям, указанным в ТН ВЭД и соответствующим им цифровым кодам. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела (ФТС России), принимает решения о классификации отдельных видов товаров и обеспечивает опубликование указанных решений (как правило, в виде писем «О классификации товара», «Разъяснения по классификации отдельных товаров» и т.п.).

Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными (п. 5 ст. 40 Таможенного кодекса РФ).

Декларант вправе обжаловать такие решения в соответствии с главой 7 Таможенного кодекса. ФТС России и иные таможенные органы, определяемые этой службой, по запросу заинтересованного лица могут принимать предварительное решение о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности в отношении конкретного товара. Форма и порядок принятия предварительного решения о классификации товаров определены Приказом ГТК России от 22 августа 2003 года N 920.

Предварительное решение выдается на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул, модификацию. Получение предварительного решения о классификации товаров служит упрощению таможенного оформления (заинтересованное лицо может заранее уточнить у таможенного органа классификацию товара по предстоящей сделке), а также ускорению таможенного оформления (получив заранее информацию о необходимых документах и проверив документы на их соответствие — все это значительно ускоряет процесс таможенного оформления). Предварительное решение является обязательным для всех таможенных органов Российской Федерации и действует в течение пяти лет со дня его принятия, если оно не изменено или не отозвано либо его действие не прекращено (ст.

43 Таможенного кодекса РФ). В пункте 3 комментируемой статьи устанавливается возможность применения таможенного тарифа в отношении как ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации, так и вывоза товаров с этой территории.

Иными словами, в нем закреплено существование в России импортного и экспортного таможенного тарифов, предполагающих взимание ввозных и вывозных таможенных пошлин. Как известно, в зависимости от объекта обложения таможенные пошлины могут быть разделены на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и провозные (транзитные). Транзитные пошлины в настоящее время практически нигде не применяются (за исключением небольшого числа развивающихся стран).

Исторически они использовались в фискальных, а также в политических целях (как средство давления на соседние государства). Важнейшую роль в таможенно-тарифном регулировании играют импортные пошлины, осуществляющие фискальную и регулятивную функции. Экспортные пошлины, взимаемые с товаров при их вывозе за границу, используются в современной мировой торговой практике крайне редко.

Экспортные пошлины могут применяться в фискальных целях, для выравнивания низких внутренних цен и более высоких цен на внешнем рынке, с целью сохранения национальных ресурсов (в этом случае с помощью экспортной пошлины может быть сокращен до известного предела вывоз того или иного товара). Экспортные пошлины обычно применяют развивающиеся страны. В п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 21 мая 1993 года N 5005-1

«О введении в действие Закона Российской Федерации «

О таможенном тарифе» предполагалось ограничить срок применения в Российской Федерации вывозных пошлин до 1 января 1996 года.

Однако с наступлением этого срока экспортные пошлины продолжали взиматься. Они обеспечивали больше половины поступлений таможенных платежей.

Принятым в конце 1995 года Федеральным законом

«О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»

экспортная пошлина была «восстановлена в правах» (ст. 14):

«В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации (.), в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины»

.

Но уже 1 апреля 1996 года было принято Постановление Правительства РФ N 479

«Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет»

, в котором предусматривалась отмена с 1 апреля 1996 года вывозных таможенных пошлин на все товары, за исключением нефти и газового конденсата (п. 1), а с 1 июля 1996 года предусматривалось производить экспорт нефти, включая газовый конденсат, также без взимания вывозной таможенной пошлины (п. 2). Во исполнение этого Постановления Правительства РФ был издан Приказ ГТК России от 30 апреля 1996 года N 261 «О ставках вывозных таможенных пошлин», в котором подтверждено прекращение взимания с 1 июля 1996 года экспортных пошлин в отношении всех товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации.

Вывозные таможенные пошлины были восстановлены Постановлением Правительства РФ от 4 января 1999 года N 17

«Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации»

. Как отмечалось в преамбуле упомянутого Постановления Правительства РФ, решение о возобновлении взимания вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров было принято в соответствии со статьей 3 Закона РФ «О таможенном тарифе», статьями 13 и 14 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» в целях стабилизации экономической ситуации, повышения доходов федерального бюджета, а также оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности. Основная цель обложения экспортными пошлинами — пополнить доходную часть федерального бюджета и сдержать вывоз сырья (в первую очередь нефти и нефтепродуктов).

В связи с постоянным ростом мировых цен на нефть, нефтепродукты, некоторые другие виды сырья, вывоз которых облагается таможенными пошлинами, ставки пошлин на эти товары изменялись очень часто. В результате накопилось большое количество постановлений Правительства РФ, которыми вводятся ставки вывозных таможенных пошлин. В настоящий момент ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о таможенном союзе, систематизированы и содержатся в приложении к Приказу ГТК России от 6 августа 2003 г.

N 865 «О ставках вывозных таможенных пошлин». , , Статьи по теме:

Таможенно-тарифное регулирование в Российской Федерации

Система таможенно-тарифного регулирования в России опирается на нормы Закона РФ «О таможенном тарифе» и включает как импортный, так и экспортный тарифы. Помимо фискальной, они выполняют контрольно-регулирующие и защитные функции.

В частности, действие экспортного таможенного тарифа направлено на регулирование оптимального соотношения в структуре экспорта сырьевой и готовой продукции; обеспечение контроля за достижением сбалансированности объемов поставок энергоресурсов на внешний и внутренний рынок, а также за повышением качественно-технических характеристик экспортируемых нефтепродуктов. В составе экспортного таможенного тарифа РФ присутствуют в основном продукты переработки природного и растительного сырья (нефтепродукты, природный газ, лесотехническое и кожевенное сырье), черные и цветные металлы, их сплавы, лом, отходы, химическая продукция.

В целом в экспортный тариф РФ входит до 680 товарных позиций, ставки пошлин которого охватывают около 60% стоимостного объема экспорта из России. Импортный таможенный тариф РФ включает свыше 11 тыс.

товарных позиций и выполняет защитную функцию по предотвращению неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции на отечественных товаропроизводителей и внутренний рынок, а также регулирующую, направленную на рационализацию товарной структуры импорта на российском рынке и сбалансированность торгово-платежных операций. По-прежнему отчетливо проявляется фискальный характер таможенных тарифов, когда механизм расчета и уплаты таможенных платежей стал одним из основных элементов формирования доходной части федерального бюджета. Это подтверждается и данными ФТС России.

Пример Так, средний размер ежедневных перечислений таможенных платежей в федеральный бюджет в последний период фиксируется на уровне 500 млн долл.

при годовых поступлениях, превысивших 4,7 трлн руб.

еще в 2008 г. Причем значительная их часть формируется за счет экспортных пошлин. Так, в последние докризисные годы их доля достигала 65%, что объясняется ростом уровня мировых цен на нефть и нефтепродукты и увеличением ставок экспортных пошлин.

Несмотря на устойчивый рост таможенных платежей за счет импорта в последние годы (вплоть до финансового кризиса), степень их влияния на ВВП России не превышает 0,2%. Их доля в общей сумме таможенных платежей достигает не более 33%, а годовой прирост – не свыше 20%, т.е.

в два раза меньше значений роста платежей за счет экспортных пошлин.

Значительная часть таможенных платежей (до 75%) формируется за счет небольшой группы участников ВЭД – в основном крупных российских производителей. В отношении них создана и функционирует система централизованной уплаты таможенных платежей, которая способствует сокращению сроков их поступления в федеральный бюджет, упрощает систему расчетов, а также контроля за начислением и уплатой таких платежей. В настоящее время действует до 15 соглашений о взаимодействии таможенной службы с крупными компаниями–плательщиками таможенных платежей в централизованном порядке.

Уплаченные ими суммы на счета ФТС России достигают 32,7% от их совокупного размера.

Особенностью импортного таможенного тарифа является то, что его использование требует не только определения и подтверждения товарной позиции в ТН ВЭД, по отношению к которой установлены ставки импортных пошлин, но и таможенной оценки импортируемой иностранной продукции, страны ее происхождения, а также исполнения процедуры таможенных платежей.

Таможенный тариф, закон РФ о таможенном тарифе

Законом РФ «О таможенном тарифе» установлен порядок формирования и применения одного из важнейших инструментов торговой политики страны.

Данное понятие выступает в качестве рычага, на государственном уровне регулирующего внутренний товарный рынок страны относительно взаимосвязи его с мировым рынком. Им же установлена вся совокупность правил обложения пошлинами товаров при перемещении их через таможенную границу нашей страны.Далее следует затронуть понятие Единого таможенного тарифа таможенного союза.

Что это такое? Под данным термином понимается общий свод ставок всех таможенных пошлин, которые применяются к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию. Для Евразийского экономического таможенного союза единый таможенный тариф представляет собой упорядоченную систему описания ввозимых из третьих стран товаров с их кодированием и суммами ставок пошлин.Основными функциями любого таможенного тарифа можно назвать фискальную и протекционистскую.

Назначение последней – защита национального товаропроизводителя. Механизм её прост: обложенные таможенными пошлинами импортные товары автоматически увеличиваются в цене в процессе реализации на рынке страны-импортера.

Благодаря этому конкурентоспособность отечественных товаров аналогичного назначения возрастает.Задача фискальной функции тарифа – обеспечить поступление вырученных от взимания таможенных пошлин платежей в доходную часть государственной казны.Основные цели, провозглашаемые законом «О таможенном тарифе», следующие:

  • Рационализировать структуру ввоза товаров в страну.
  • Создать условия, необходимые для положительной динамики развития потребления и производства товаров в стране.
  • Защитить национальную экономику от иностранных конкурентов.
  • Обеспечить условия для эффективной интеграции нашей страны в мировую экономику.
  • Обеспечить рациональное соотношение объема ввоза и вывоза товаров, баланс доходов и расходов в валюте на территории РФ.

Что именно определяет данный нормативный акт о таможенном тарифе? О чём в нём говорится?Речь в законе идет о:

  1. Тех случаях, когда возможно освобождение от таможенной пошлины либо предоставление льготного тарифа.
  2. Целях таможенного тарифа, его сущности и сфере применения, ставках, а также видах таможенных пошлин и соответствующей терминологии.
  3. О принципах соблюдения норм международных отношений в таможенном деле.
  4. О правах и обязанностях таможенного органа и декларантов.
  5. Критериях определения страны ввозимого товара и перечне подтверждающих документов.
  6. О разновидностях пошлин (сезонных и особых) и процедуре их применения.
  7. Методах, которыми определяется таможенная стоимость того или иного товара вкупе с порядком их применения.

Под таможенным тарифом РФ понимается свод всех ставок таможенных пошлин, которые применяются к товарам, перемещаемым через границу Российской Федерации. Вся информация, заложенная в нём, систематизируется соответственно товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).По своей сути таможенные пошлины относятся к косвенным налогам, которые государство взимает с товаров, пересекающих таможенную национальную границу.

По своей фискальной функции таможенные пошлины служат одним из источников государственного бюджета.Основных разновидностей три:

  • Комбинированные – представляющие из себя сочетание двух вышеназванных разновидностей.
  • Адвалорные – начисляются в виде процентов к таможенной стоимости провозимых товаров.
  • Специфические – суть в наличии определенного размера за единицу каждого облагаемого товара.

Как определяется таможенная стоимость товаров, ввозимых на территорию РФ?Такая оценка ведется с помощью целого ряда методов, которых мы сейчас постараемся вкратце коснуться.

  1. По цене сделки. Касается это понятие ввозимых товаров на момент пересечения ими российской границы. Цена сделки состоит из расходов по доставке товара к месту ввоза, а также понесенных покупателем той части стоимости, что предоставляется продавцом бесплатно или на особых льготных условиях.

    Также в ее состав входят различные виды лицензионных и прочих платежей, взимаемых в качестве тех или иных условий продажи, и часть дохода (прямого либо косвенного) от будущей перепродажи товара, его передачи либо использования на территории страны.

  2. Другой критерий оценки – цена сделки с товарами идентичного качества. То есть теми, которые полностью равны оцениваемому товару.

    Подразумеваются физические характеристики, репутация на мировом рынке, производитель, качество и т. п. Принимают данный метод за основу в случае продажи товаров для ввоза на территорию России, одновременного ввоза их с оцениваемым товаром на тех же условиях и примерно в тех же количествах.

    В случае выявления разного уровня цен сделок по идентичным товарам за таможенную стоимость примут самую низкую из них.

  3. Еще один принцип оценки – цена сделки с однородными товарами. В качестве последних принимаются те, которые, не являясь полностью одинаковыми, обладают сходными характеристиками, позволяющими выполнять аналогичные функции. Однородность характеризуется качеством, репутацией на рынке, наличием товарного знака, производителем, страной происхождения.

    В качестве однородных невозможно признать товары, произведенные в другой стране по отношению к оцениваемым или спроектированные и оформленные на территории РФ.

  • Принцип сложения стоимости. Для определения ее берут цену товара, сложив три составляющие: стоимость материалов и всех прочих издержек производителя при выпуске товара, общих затрат, которые предстоят при продажах его (берут аналогичные условия для стран-экспортеров похожих товаров с учетом всех накладных расходов) и планируемую прибыль, которую обычно получает экспортер по результатам поставок в нашу страну подобного товара.
  • Метод вычитания стоимости.

    Применяется тогда, когда аналогичный оцениваемый либо идентичный товар предстоит продавать на территории РФ без изменения его начального состояния. За основу берут цену товара, по которой продается его максимальная партия за 90 дней (не позднее) со дня ввоза. Цена товара уменьшается на сумму комиссионных вознаграждений, надбавок на прибыль и общих расходов, импортных пошлин и иных платежей, включая расходы на страхование, спортировку, погрузку, разгрузку.

  • Резервный метод.

    К нему прибегают лишь тогда, когда ни один из пяти предыдущих вариантов использован быть не может.

    Таможенную стоимость рассчитывают согласно информации о мировых ценах.

Перечисленные выше методы применяются последовательно. Каждый из них берется на вооружение в случае невозможности применения всех предыдущих.К ним относится необходимость:

  1. Защитить все отрасли российской экономики и отдельные субъекты Федерации от неблагоприятных факторов, связанных с иностранной конкуренцией.
  2. Обеспечить потребности внутреннего российского рынка в случае критической нехватки тех или иных товаров (например, сельскохозяйственных и пр.) путем регулирования их экспорта.
  3. Продвинуть на мировой рынок продукцию российских производителей.
  4. Поддержать на необходимом уровне равновесие платежного баланса страны.
  5. Обеспечивать условия эффективного вхождения отечественной экономики на мировой рынок.

Основных видов пошлин несколько:

  • Под антидемпинговыми пошлинами понимаются те, которые применяют, если на таможенную территорию страны ввозятся товары по более низкой по сравнению с нормальной стоимостью и данная процедура рискует нанести отечественному производителю материальный ущерб.

    Задача антидемпинговой пошлины – повысить цену на импортный товар до нормального уровня.

  • Специальными таможенными пошлинами именуются те, назначение которых защитить интересы отечественных производителей в случае ввоза на территорию страны большого количества товара (либо ввоза его на невыгодных российским производителям условиях).

    Также применяют их в качестве предупреждающих либо ответных мер в ответ на действия других стран дискриминационного характера и в качестве пресечения случаев недобросовестной конкуренции. Ставка на такую пошлину устанавливается каждый раз отдельно.

  • Компенсационная разновидность таможенных пошлин взимается сверх обычных. Применяют их с целью снизить конкурентоспособность импортных товаров в пределах внутреннего рынка.

    Ставки таких пошлин могут быть значительно выше ставок ввозной пошлины на один и тот же вид товара. Применяются они часто в случае ввоза товара, который производился или эксплуатировался с применением субсидий.

    Смысл применения данной пошлины всё тот же – защита от возможного ущерба отечественных производителей аналогичного вида продукции.

Для того чтобы ввести вышеуказанные особые пошлины, следует провести процедуру расследования с доказательством возможного ущерба либо факта демпинга и т. п.К таким платежам, в частности, можно отнести акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС).

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+