Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - 223фз нет заявок можно ли заключить с единственным поставщиком

223фз нет заявок можно ли заключить с единственным поставщиком

223фз нет заявок можно ли заключить с единственным поставщиком

Что важно знать о несостоявшихся закупках?

Что такое несостоявшаяся закупка? Несостоявшаяся, недействительная и отмененная закупка — это разные вещи.

Статус несостоявшаяся закупка означает, что не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками.

Но по итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком. Недействительными признаются торги, при проведении которых заказчик нарушил законы (44-ФЗ, 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса.

Если торги признали недействительными после того, как определен победитель, контракт с ним расторгнут. Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа. Например, в 2018 году каждая третья конкурентная закупка по 44-ФЗ была признана несостоявшейся: 44-ФЗ всего размещено извещений в ЕИС 3 240 000 не состоялись 969 800 % закупок, которые признаны несостоявшимися из-за того, что была подана одна заявка 40% данные мониторинга Минфина за 2018 год В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?

Например, в 2018 году каждая третья конкурентная закупка по 44-ФЗ была признана несостоявшейся: 44-ФЗ всего размещено извещений в ЕИС 3 240 000 не состоялись 969 800 % закупок, которые признаны несостоявшимися из-за того, что была подана одна заявка 40% данные мониторинга Минфина за 2018 год В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися? 1. По 44-ФЗ Посмотрим, как это работает на трех самых популярных видах конкурентных закупок: Для конкурса

  1. Подана только 1 заявка;
  2. Только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  3. Все заявки отклонены комиссией;
  4. Победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт (он имеет на это право, санкций не будет);
  5. Не подано ни одной заявки;
  6. В результате предквалификационного все участники не соответствовали требованиям;
  7. В результате предквалификационного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.

Для аукциона

  1. В течение десяти минут после начала проведения аукциона не было подано ни одного предложения о цене контракта;
  2. В результате рассмотрения вторых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  3. Подана только 1 заявка;
  4. После рассмотрения первых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  5. После рассмотрения вторых частей все заявки не соответствуют требованиям;
  6. Не подано ни одной заявки;
  7. Победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт (он имеет на это право, санкций не будет).
  8. После рассмотрения первых частей всем участникам отказано в допуске;

Для запроса котировок

  1. Только 1 заявка соответствует требованиям.
  2. Подана только 1 заявка;
  3. Все заявки отклонены комиссией;
  4. Не подано ни одной заявки;

2. По 223-ФЗ Все случаи, когда закупку признают несостоявшейся, должны быть предусмотрены и описаны в положении о закупке.

Закон не регламентирует действия заказчиков, если закупка не состоялась, а в Гражданском Кодексе понятие «несостоявшаяся закупка» дается только для конкурсов и аукционов и только если в них участвовал один поставщик. Многие заказчики по 223-ФЗ в качестве примера используют положения 44-ФЗ, но делают условия более гибкими.

Поставщикам традиционно надо ориентироваться на положения о закупке заказчиков, Гражданский Кодекс и закон о защите конкуренции. Что будет делать заказчик, если процедура не состоялась? Если заключать контракт не с кем

  1. Если не состоялся повторный конкурс, первый электронный аукцион заказчик проводит запрос предложений.
  2. Если не состоялся первый запрос котировок или конкурс, заказчик продлевает срок подачи заявок на 4 или 10 дней соотвественно. Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и через день может провести повторную закупку указанным выше способом.

Если определился единственный участник, соответствующий требованиям В этом случае заказчик может заключить контракт с поставщиком, чья заявка соответствует требованиям.

Что делать поставщику? Если вы оказались единственным участником или только ваша заявка соответствует всем требованиям, то после подведения итогов закупки вам нужно подписать контракт.

  1. По вашей цене, если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям.
  2. По максимальной цене, если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронного аукциона. Например, как в этом аукционе.

Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Например, как это произошло в этой закупке.

В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках. Выводы Настраивайте поиск, чтобы не пропускать закупки Постоянно ищите закупки в своей сфере. Тогда вы не пропустите ничего интересного, успеете подготовиться и подать заявку.

Следите за всеми закупками, в которых участвуете Если подали заявку на участие, следите за тем, что происходит в процедуре. Например, в Контур.Закупках можно добавить закупку в избранное и получить напоминание в мессенджер о подведении ее итогов. Это поможет не пропустить срок подписания контракта.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Как производится закупка товаров и услуг у единственного поставщика по нормам 223-ФЗ?

Определение поставщика в рамках 223-ФЗ нередко происходит неконкурентным способом: через проведение закупки у единственного поставщика. Обычно исполнитель закупает товары и услуги прямым способом без конкурса, если закупка предполагается согласно разработанному положению и плану закупок.

Закупка товаров у единственного поставщика – это способ закупки, в рамках которого заключается договор с конкретным поставщиком (исполнителем или подрядчиком) без рассмотрения конкурирующих предложений. Порядок проведения закупки у устанавливается заказчиком в Положении о закупке (ч. 3 ст. 3 223-ФЗ). Прямая закупка без просмотра конкурирующих предложений осуществляется:

  • Через принятие предложения о заключении договора от одного поставщика, исполнителя или подрядчика.
  • Через направление предложений о заключении договора в пользу конкретного поставщика.

Ситуации, при которых заказчик должен заключить договор с единственным поставщиком, в 223-ФЗ, в отличие от 44-ФЗ, не прописаны.

На практике обычно такие производятся в следующих случаях:

  1. при приобретении товаров и услуг в целях предупреждения ЧС;
  2. при закупках менее 100 или 500 тыс. р.;
  3. при аренде нежилого здания и помещения;
  4. при оформлении ;
  5. при оформлении банковского договора на открытие расчетного счета;
  6. при покупке услуг по повышению квалификации сотрудников;
  7. при покупке образовательных услуг;
  8. при приобретении произведений искусства у правообладателей;
  9. при выдаче и пр.
  10. при приобретении товаров и услуг у естественной монополии;

В утвержденном заказчиком Положении о закупке должны быть прописаны критерии выбора закупочной процедуры и перечень случаев, когда отдается предпочтение неконкурентному способу закупки. В их числе могут значиться такие:

  • При участников процедуры.
  • Если конкурентная процедура признана .
  • В случае закупки совместимой и уникальной продукции.
  • При срочной потребности.
  • Если продукция требуется для текущей хозяйственной деятельности.
  • Если была установлена ниже определенного значения.
  • При наличии обязательств перед третьими лицами.

Процедура закупки у единственного поставщика имеет как свои преимущества, так и недостатки.

В число достоинств данного способа можно отнести:

  1. закупка производится быстрее и проще;
  2. риск контракта минимален;
  3. успешный предыдущий опыт взаимодействия с поставщиком;
  4. заказчик может не отвлекать ресурсы на определение поставщика и контракта.

Недостатком такой закупки является невозможность существенного снижения цены контракта (как, например, на ) и обеспечения оптимальных условий реализации договора (как, например, на открытом конкурсе).

ФАС обычно уделяет большое внимание данному способу закупки, так как он чреват злоупотреблениями со стороны заказчика.

Решение об оформлении контракта с единственным поставщиком обычно принимает комиссия по закупкам, сформированная заказчиком.

На предварительном этапе комиссии необходимо сформировать обоснование закупки у единственного поставщика и доводы о невозможности и нецелесообразности проведения конкурентной закупки. В перечень документации, которая подтверждает необходимость закупки у единственного поставщика, могут входить:

  1. сравнительный анализ цен (который обосновывает выгодность предложения поставщика);
  2. сведения о существенных условиях заключаемого договора и его цене.
  3. допуски СРО;
  4. учредительные и правоустанавливающие документы;
  5. лицензии;

Порядок проведения закупочных мероприятий у единственного поставщика по включает в себя следующие этапы.

Шаг 1. Размещение закупочной документации в .

Согласно ч. 5 ст. 4 223-ФЗ, в обязанности заказчиков входит размещение в ЕИС пакета документов. Исключение составляют случаи, когда начальная цена не превышает 100 тыс. р. (либо 500 тыс. р. для крупных заказчиков с закупками свыше 500 млрд.

р.). При этом количество и общую сумму таких закупок необходимо прописать в ежемесячном отчете (по п.

2 ч. 19 ст. 4 223-ФЗ). Пакет сведений для закупок у единственного поставщика включает (по ч. 5 ст. 4 223-ФЗ):

  • Закупочную документацию.
  • .
  • Проект договора.
  • Протокол (не позднее трех дней с момента его подписания).

Образец извещения (документацию) о закупке у единственного поставщика можно скачать по . При внесении изменений в извещение они также подлежат публикации в ЕИС в течение трех дней (согласно ч.

11 ст. 4 223-ФЗ). Заказчик вправе разместить сведения о закупке на своем корпоративном сайте, но это не является его обязанностью. За неразмещение необходимых сведений заказчика могут привлечь к в виде штрафа на 30-50 тыс.

р. Шаг 2. Заключение договора с единственным поставщиком.

Срок подписания договора по 223-ФЗ определяется Положением о закупке.

Шаг 3. Внесение о сделке в реестр. По результатам подписания контракта данные сведения должны быть внесены в реестр в течение трех рабочих дней.

Внесению в реестр не подлежит только информация о тех сделках, которые не должны размещаться в ЕИС.

Стоит отметить, что готовится законопроект, согласно которому закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ максимально приближаются к и жестко регламентируются. Таким образом, закупка у единственного поставщика предполагает приобретение продукции и услуг у конкретного поставщика без проведения конкурса.

Механизм приобретения работ и продукции у единственного поставщика прописывается в утвержденном заказчиком положении о закупке. Прямая закупка является быстрым и простым способом получения необходимых товаров и услуг. Она не требует длительной подготовки и существенных трат.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Звоните на телефон горячей линии .

Это бесплатно. Опыт в сфере госзакупокПодпишитесь на нас в

Автор: ZakonGuru Поделиться 0 0

В каких случаях закупка будет признана несостоявшейся по 223-ФЗ, и каковы будут последствия?

ФЗ-223 «О закупках товаров, работ и услуг» в отличие от ФЗ-44, который регулирует порядок проведения закупок для государственных и муниципальных нужд, не содержит оснований и норм для признания закупок несостоявшимися, а также не регламентирует действия заказчика по заключению договоров по результатам таких закупок.

Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ-223, при проведении торгов на поставку определенных товаров и оказание услуг заказчики, помимо самого закона о закупках, должны руководствоваться в своих действиях Гражданским кодексом и внутренним утвержденным Положением о закупке. Согласно ч. 5 ст. 447 Гражданского кодекса, под можно понимать торги, в которых принял участие единственный участник.
Согласно ч. 5 ст. 447 Гражданского кодекса, под можно понимать торги, в которых принял участие единственный участник.

Здесь стоит подчеркнуть, что речь в гражданско-правовом законодательстве идет именно о торгах, а не всех возможных закупочных процедурах.

Помимо данного случая, который указан в ч. 5 ст. 447 ГК, для признания торгов несостоявшимися в закупочной практике обычно выделяют такие основания:

  • Если только один из подавших заявку на участие в торгах был признан соответствующим условиям закупки.
  • Если в установленные сроки не поступила ни одна на участие в закупочной процедуре.
  • Если по результатам рассмотрения поступивших заявок они все были отклонены.

В зависимости от конкретной закупочной процедуры перечень оснований для признания закупки несостоявшейся может быть шире. Например, при проведении или могут быть предусмотрены такие основания:

  • Результатом рассмотрения заявок стало то, что комиссия отклонила от участия их все.
  • После завершения сроков подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной заявки.
  • В течение установленного времени после начала проведения аукциона ни один участник не подал предложений по цене договора.
  • Результатом предквалификационного отбора стало то, что ни один участник закупочного мероприятия не был признан соответствующим требованиям документации.
  • По результатам рассмотрения поступивших заявок на участие в конкурсе комиссией были отклонены все заявки.
  • По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не было подано ни одной заявки.

В указанных выше ситуациях заказчику придется предпринять ряд мер для проведения повторных торгов либо новой закупочной процедуры.

В случаях когда только одна заявка была признана соответствующей условиям, или признала только одного участника закупки участником торгов, заказчик не обязан проводить новые торги. Он может подписать договор с единственным участником.

Следует понимать разницу между несостоявшимися и недействительными торгами. Согласно ст. 449 ГК торги, которые были проведены с нарушением установленных правил, допускается признать недействительными по иску заинтересованного лица.

Признание торгов недействительными имеет целый ряд последствий. Оно автоматически приводит их к недействительности договора, который подписан с победителем торгов. Таким образом, недействительные торги – это торги, которые были проведены в обход закона и с нарушением процессуальных правил.

Тогда как несостоявшиеся торги проведены по нормам закона и по их результатам можно подписать договор с единственным участником, и он не подлежит отмене. Признание закупочной процедуры несостоявшейся включает комплекс юридических и фактических действий, которые призваны зафиксировать особенный статус такой закупки. Это позволяет в дальнейшем подтвердить легитимность заключения договора в упрощенном порядке с .

Заказчику следует принять такие меры:

  • Выявить и проанализировать условия, которые послужили основанием для признания закупки таковой. Например, заказчик предъявил слишком строгие требования к участникам, некорректно указал начальную цену по договору, предоставил участникам слишком сжатые сроки для подачи заявок и пр.
  • Признать закупку таковой и подписать соответствующий . Протокол нужно разместить в открытом доступе.
  • Принимается решения о последствиях. Это может быть проведение иной закупочной процедуры в упрощенном порядке или подписание договора с единственным поставщиком.

223–ФЗ дает заказчикам возможность самостоятельно определиться с последствиями признания процедуры несостоявшейся (в отличие от императивных правил, которые прописаны в 44-ФЗ).

В Положении, которое действует у заказчика, тот может предусмотреть такие варианты:

  • Провести новую закупку.
  • Заключить с единственным поставщиком.
  • Провести упрощенную закупочную процедуру.

При этом в положении заказчик может предусмотреть возможность выбора одного из указанных вариантов по своему усмотрению в зависимости от специфики ситуации. Например, он подписывает договор с единственным участником, если проведение новой закупки лишено смысла и нецелесообразно (нет времени для организации новых торгов, новая процедура не приведет к появлению новых потенциальных участников и пр.).

Заказчик должен подключить договор с единственным участником закупки в случаях, если:

  • Договор подлежит заключению на условиях документации и проекта договора.
  • Изменения в план закупок вносить не требуется, в ежемесячный отчет по результатам закупки такой договор нужно включать на общих условиях.
  • Указанный участник может быть допущен закупочной комиссией к участию в процедуре закупки.
  • Договор подписывается по той цене, в том объеме и на тех условиях, которые были указаны единственным участником в заявке (в случае, если закупка проводилась в форме аукциона, она должна заключаться по цене, которая не превышает начальную или ) или на более оптимальных для участников условиях.

Стоит учесть, что по судебной практике отказ заказчика от заключения договора с единственным участником, заявка которого соответствует всем установленным требованиям, противоречит закону.

Заказчик вправе заключить договор с единственным поставщиком в том случае, если в предусмотрено основание для заключения договора с единственным поставщиком по результатам признания закупки без конкурентной борьбы.

Соответствующее решение принимается уполномоченными должностными лицами и органами управления заказчика.

Договор подлежит публикации в вместе с извещением о закупке у единственного поставщика.

На подписание договора сторонам отводится 10 дней после подведения итогов закупочной процедуры. При необходимости стороны могут по обоюдному согласию изменять контракт, который им предстоит заключить. Для этого они вносят в текст правки перед подписанием документа либо заключают дополнительное соглашение.

Сведения об изменении условий контракта должны найти отражение в ЕИС, согласно ч. 5 ст. 4 223-ФЗ. Правки появляются в свободном доступе в течение 10 дней после вступления их в законную силу. Заказчик и единственный поставщик по обоюдному согласию имеют право на отказ от договора и подписать об этом факте дополнительное соглашение.

Заказчик может заключать договор с участником не как с единственным поставщиком, а как с победителем торгов (если подобная возможность предусмотрена в Положении о закупках).

Запрос предложений и котировок с поступившей единственной заявкой можно оформить как конкурентную процедуру и подписать по ее итогам протокол и договор.

Таким образом, 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ не регламентирует действия заказчиков по результатам признания торгов несостоявшимися и предоставляет им свободу выбора. Закупка признается таковой, если фактически не удалось добиться определения поставщика на конкурентных началах. Тогда как сама процедура при этом полностью соответствовала установленным законодательством требованиям.

Тогда как сама процедура при этом полностью соответствовала установленным законодательством требованиям. В противном случае она признается недействительной. Последствия признания закупки несостоявшейся прописываются в утвержденном заказчиком Положении о закупках.

Обычно в качестве возможных последствий выступает подписание договора с единственным участником, проведение новой закупочной процедуры или проведение закупки в иной форме. Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии .

Это бесплатно. Опыт в сфере госзакупокПодпишитесь на нас в

Автор: ZakonGuru Поделиться 0 0

Закупки у единственного поставщика: популярные основания

  1. 0 Комментарии
  2. On 09.12.2019
  3. 44-ФЗ, Закупки у единственного поставщика, Малые закупки
Рекомендуем прочесть:  Износ деревянного дома

Содержание

  1. 2 Закупки малого объема
  2. 5 Как проверяются контракты
  3. 4 Чрезвычайные ситуации
    • 4.1 Конец года
    • 4.2 Профилактика чрезвычайной ситуации
    • 4.3 Контракт спустя время после форс-мажора
  4. 1 Суть закупки у единственного поставщика
    • 1.1 Основания для проведения неконкурентной закупки
  5. 1.1 Основания для проведения неконкурентной закупки
  6. 4.2 Профилактика чрезвычайной ситуации
  7. 3 Несостоявшаяся неконкурентная процедура
  8. 4.3 Контракт спустя время после форс-мажора
  9. 4.1 Конец года

Часть своих закупок заказчики осуществляют без проведения конкурентных процедур, то есть у единственного поставщика.

В том числе это так называемая малые закупки. В последнее время их стало еще больше, поскольку лимит их стоимости был повышен. Но в законе 44-ФЗ есть и другие случаи, когда можно закупаться напрямую, минуя конкурсы, аукционы и запросы.Суть закупки у единственного поставщикаТак называется способ, когда контракт заключается в обход конкурентной процедуры.

Но в законе 44-ФЗ есть и другие случаи, когда можно закупаться напрямую, минуя конкурсы, аукционы и запросы.Суть закупки у единственного поставщикаТак называется способ, когда контракт заключается в обход конкурентной процедуры. Контрагентом заказчика становится юридическое или физическое лицо, которое он выбирает сам. Закон 44-ФЗ дает заказчику право прибегать к такому методу в строго определенных случаях.

Однако по своему желанию он может провести в такой ситуации конкурентную процедуру. Ведь закупка у единственного поставщика чаще всего не является обязанностью заказчика — это лишь его право.Способ заключения контракта напрямую удобен заказчикам по таким причинам:Регистрация в ЕРУЗ ЕИСС 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:Заказать регистрацию в ЕИС

  1. можно работать с поставщиком, с которым уже заключались контракты;
  2. процедура предельно простая, риск ее нарушить минимален;
  3. не нужно проделывать подготовительную работу по определению поставщика и публиковать документы в ЕИС.
  4. закупку можно провести в сжатые сроки;

Основания для проведения неконкурентной закупкиСлучаи, когда можно заключить контракт с поставщиком напрямую, описаны в части 1 статьи 93 закон о госзакупках.

Всего там перечислено более 5 десятков различных оснований. Остановимся лишь на некоторых из них, которые применяются чаще всего:

  • Не состоялся конкурс (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, повторный), электронный аукцион, запрос котировок или предложений. Есть лишь одна заявка, удовлетворяющая условиям, остальные либо не прошли по требованиям, либо и вовсе не подавались.
  • Закупки у естественных монополий. Например, когда нужно купить билеты на поезд, приходится заключать контракт с РЖД, так как других перевозчиков нет.
  • Закупка услуг по водо-, тепло- и газоснабжению, по подключению к инженерным сетям, по обращению с некоторые веществами, оборот которых ограничен (психотропные, наркотические). Это основание похоже не первое, так как выбора из компаний, предоставляющих такие услуги, как правило, нет.
  • Закупка при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, если необходимо оказать медицинскую помощь в экстренной ситуации. Контракты заключаются напрямую из-за отсутствия времени проводить конкурентные закупки с регламентированными сроками.
  • Закупка на сумму до 300 000 рублей. Закон позволяет заказчикам осуществлять небольшие закупки у тех поставщиков, которых они выбирают самостоятельно. Ранее сумма малой закупки ограничивалась 100 000 рублей, но с середины 2020 года ее подняли до 300 000 рублей.

Рассмотрим некоторые основания более подробно.Закупки малого объемаЕсли сумма контракта не превышает 300 000 рублей, заказчик может заключить его напрямую. Но есть дополнительные условия — годовой объем таких контрактов не должен быть более:

  1. 2 млн или 5% от совокупного годового объема закупок этого заказчика;
  2. 50 млн рублей.

Закупать таким образом можно любые товары или услуги, в том числе и однотипные.

Но нельзя дробить 1 контракт на несколько таким образом, чтобы каждый из них укладывался в объем малой закупки.Например, заказчик купил несколько компьютеров на общую сумму 260 000 рублей.

Спустя полгода он купил пару копировальных аппаратов на общую сумму 150 000 рублей.

Стоимость каждого контракта меньше 300 000, поэтому покупка производилась у единственного поставщика.

Между сделками прошло много времени, плюс контракты заключались с разными поставщиками.

Никаких подозрений такие закупки не вызовут.Другое дело, если нужно было закупить партию из 20 компьютеров по цене около 50 000 рублей каждый. Чтобы не проводить конкурентную процедуру, заказчик решил разбить покупку на 4 контракта по 5 компьютеров. Сумма каждого контракта будет равна 250 000 рублей, поэтому на первый взгляд все законно.

Однако тут налицо все признаки дробления контракта: однотипный товар, купленный за небольшой промежуток времени у одного поставщика. Так делать нельзя — нужно проводить конкурентную закупку.Заказчики любят малые закупки за то, что контракты заключаются по простой схеме, без проведения конкурсов или аукционов. Им не нужно:

  1. публиковать в ЕИС извещение о проведении закупки у единственного поставщика;
  2. отражать каждую такую закупку в плане-графике. Достаточно указать в нем общую сумму малых закупок за год;
  3. размещать в системе сведения о заключенном контракте.

Несостоявшаяся неконкурентная процедураЕсть ситуации, когда проводить закупка у единственного поставщика заказчик обязан.

Это необходимо сделать, если была объявлена конкурентная процедура, но она не состоялась (на нее подана всего одна заявка либо одна удовлетворяла требованиям и была допущена до процедуры).

В итоге конкурс или аукцион не состоялся.Проводя закупку у определенного поставщика, заказчик должен учитывать установленные законом лимиты совокупного годового дохода.

Если в итоге они будут превышены, то нужно проводить конкурентную процедуру.Закупка у единственного поставщика при значительной сумме контракта имеет такие минусы:

  1. раз нет конкуренции, не получится снизить цену или получить иные наилучшие условия контракта;
  2. сделки с единственным поставщиком часто становятся объектом внимания со стороны ФАС, поскольку при их заключении иногда имеют место нарушения закона и трата бюджетных средств. Поэтому при выборе такого способа важно позаботиться о соответствующем обосновании, если оно требуется.

Чрезвычайные ситуацииЧастое основание для проведения неконкурентной закупки — обстоятельства непреодолимой силы.

Однако нередко заказчики ошибочно делают выводы о том, что такие обстоятельства наступили. Рассмотрим несколько примеров.Конец годаЗаказчику выделены средства в самом конце года. Ситуация простая: деньги на закупку есть, а проводить процедуру времени нет.

Можно ли здесь применить пункт 6 части 1 статьи 93 закон о госзакупках? Является ли отсутствие времени обстоятельством непреодолимой силы?Конечно же, нет, такое основание для проведения закупки у единственного поставщика нельзя отнести к форс-мажору.

Отсутствие времени не содержит признаков чрезвычайности и неотвратимости.

Практика показывает, что ни ФАС, ни арбитражные суды не признают действия заказчика правомерными.Профилактика чрезвычайной ситуацииПроизошли определенные события, которые с большой долей вероятности приведут к аварии, и заказчик об этом знает. Может ли он для предотвращения последствий этой аварии приобрести товары, работы или услуги на основании контракта с единственным поставщиком?Снова нет, поскольку на момент заключения контракта авария еще не произошла.

А возможность ее возникновения не признается обстоятельством непреодолимой силы. Поэтому в данном случае заключать контракт с единственным поставщиком неправомерно. Такой подход, скорее всего, не будет поддержан ни ФАС, ни судом.Контракт спустя время после форс-мажораАвария случилась, ее последствия уже наступили.

Прошло определенное время, и заказчик заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на это происшествие. Правильно ли он поступил?Ответ будет зависеть от того, сколько времени прошло с момента аварии и было ли его достаточно для проведения конкурентной процедуры.

Ведь при наступлении обстоятельств непреодолимы силы смысл заключения прямых контрактов в сокращении времени. Необходимые для ликвидации последствий товары, работы и услуги приобретаются в максимально короткие сроки. Если же времени для проведения конкурентной процедуры было достаточно, то действие заказчика будет расценено, как неправомерное.Как проверяются контрактыВ определенных случаях о проведении закупки у единственного поставщика нужно уведомить ФАС.

Это необходимо, если контракт заключается в соответствии с пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. Например, это закупка товаров, работ и услуг, которые необходимы для ликвидации последствий аварии и оказания неотложной медпомощи.Проверяется правомерность закупки по простому алгоритму:

  • Если нарушений нет, заказчику об этом не сообщается.
  • Заказчик направляет в ФАС уведомление не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта.
  • Составляется докладная записка.
  • Это уведомление рассматривается контролирующим органом, затем выносится решение, правомерно ли заказчик заключил контракт.
  • Если обнаружены нарушения, в отношении заказчика проводится внеплановая проверка, и он заранее об этом уведомляется.

Кроме того, во многих случаях заказчик при заключении контракта с единственным поставщиком должен определить его цену и обосновать ее. Это обоснование включается в текст контракта.

Все случаи, когда это необходимо, перечислены в части 4 статьи 93 закона 44-ФЗ.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+